Мнения 30 мая, 07:05

Как построить бизнес на космосе

Не существует универсальной модели монетизации стартапа, связанного с космосом. Основатели проектов помогают друг другу, находят бизнес-партнеров внутри комьюнити и таким образом развивается целая индустрия

Как построить бизнес на космосе Как построить бизнес на космосе

Космические технологии и компании  — это не только SpaceX и Илон Маск. Стартапы, так или иначе связанные с космосом, предлагают разные решения и технологии — от разработки телескопов до помощи в создании и запуске искусственных спутников. Все эти компании используют разные бизнес-модели (в зависимости от продуктов, которые предлагают).

Запуск спутников и коммерческие полеты

По данным Statista, история частных компаний, организующих полеты в космос, началась в 1980-х с развитием французского проекта Arianespace. Сейчас компании, оказывающие такие услуги, стремительно развиваются.

Рынок не ограничивается стартапами для коммерческого запуска грузов. Также на нем много компаний, которые создают и запускают искусственные спутники. Один из успешных примеров — основанная в Британии в 2015 году компания Open Cosmos, которая занимается созданием и запуском более доступных спутников. Их вес колеблется от 4 до 30 кг. Спутники могут использовать частные лица или компании для съемки и сбора информации. Например, чтобы отслеживать расход природных ресурсов, помогать в развитии agritech или в борьбе с загрязнением водоемов. Согласно Crunchbase, стартап привлек более $7 млн инвестиций.

Как сообщает Space News, более сотни стартапов занимаются космическими снимками Земли и изготовлением ракет. При этом компании не слишком отличаются друг от друга. Добавляя небольшую фичу, проекты находят инвесторов. Венчурные капиталисты, несмотря на перенасыщенность рынка, уверены, что один из таких стартапов выстрелит, поэтому продолжают их финансировать. Благодаря такой политике другая компания, связанная с запуском космических аппаратов — Rocket Lab — стала "единорогом" и объявила, что будет также создавать спутники.

Несмотря на живость рынка, новым компаниям на нем приходится трудно — их продукт должен быть действительно нестандартным, чтобы привлечь внимание инвесторов.

Риски и челленджи

Если продукт связан с запуском грузов или спутников в космос, основной риск — что ракета не взлетит. При запуске права на ошибку не дано, потому как по контракту риски за груз несет заказчик, а не компания-перевозчик.

Кстати, на поиск компании, отправляющей грузы в космос, закладывайте больше времени. Мы рассчитывали, что найдем такого партнера в течение года, когда на самом деле понадобилось почти два, чтобы провести переговоры и подписать договор. Относитесь к поиску ответственно: именно от этого выбора зависит удача запуска — проверено на собственном опыте.

Тем, кто сталкивается с проблемой поиска перевозчика или компании-партнера, советую посещать космические ивенты в Штатах и Европе и заниматься там банальным нетворкингом. Вы обязательно найдете надежных профессионалов, если ответственно и терпеливо подойдете к решению вопроса. Плюс добавьте к этому постоянный мониторинг бизнес- и отраслевых ресурсов, где сможете найти действительно полезные тематические статьи.

Как построить команду

Подбирая команду для своего проекта, определитесь с приоритетами и обозначьте, каких специалистов нужно нанять в первую очередь. Не забудьте о маркетинге, финансовых и технических вопросах, а также формировании бренда и PR-продвижении. Вот список качеств, которые помогают нам находить "своих" людей:

  1. Человек должен быть давно увлечен темой космоса
  2. Главное — быть open-minded, верить в идею
  3. У будущего сотрудника должно быть желание сделать новый для рынка продукт
  4. Важно понимание, что у стартапа в такой сфере челленджей и сложностей больше, чем у традиционного бизнеса.
  5. Нужно уметь быстро ориентироваться в ситуации, разбираться с проблемами на месте и учиться на своих ошибках — заимствовать идеи неоткуда.

Будьте готовы к тому, что часть ваших сотрудников не справится с вызовами или не выдержит давления.

Как найти инвесторов

У бизнеса, связанного с полетами в космос, риски еще выше, чем у стартапа в привычной сфере. Инвесторы не торопятся вносить деньги в проект. Они месяцами присматриваются к вам и анализируют информацию. Вы должны уже преодолеть некоторые трудности, продвинуться в развитии проекта, показать traction. Увидев реальные результаты, они будут готовы к инвестированию.

Даже тот, кто соглашается финансировать проект, принимает решение не сразу, а в течение двух-трех месяцев. После успешных переговоров не думайте, что деньги поступят вам со дня на день.

Мы искали первых ангелов через знакомых и тех, с кем мы уже виделись на мероприятиях. Так что теория о том, что сначала в стартап вкладываются друзья, семья и дураки (friends fools and family), отчасти правдива — на первом этапе нужна поддержка ближайшего круга. Сейчас у нас семь фондов-инвесторов, хотя многие предварительные договоренности не сработали.

Заинтересовать нестандартным продуктом можно с помощью личных встреч, выступлений на конференциях и word-of-mouth, когда о продукте начинают говорить.

Не существует универсальной модели монетизации стартапа, связанного с космосом. Наш проект строится вокруг сообщества, он краудфандинговый. Участники Space1000 помогают друг другу, находят бизнес-партнеров внутри комьюнити — таких историй становится все больше. То, что работает для одного бизнеса, может не подойти другому. Поэтому развивая бизнес в сфере с высокими рисками, вы должны тестировать различные подходы, подбирая, что работает лучше для вас.

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...