Как вдохновлять людей в кризисное время

Общение с людьми — это же не только говорить, но и слушать, обсуждать, думать вместе

Ростислав Шурма, генеральный директор ОАО "Металлургический комбинат "Запорожсталь", поделился с "Киевстар Бизнес" Дайджестом своими рецептами кризисоустойчивого менеджмента.

Событий, которые мы пережили за последние три-шесть месяцев, с точки зрения конденсации и интенсивности хватило бы лет на 20 истории. Они влияют и на бизнес, и на людей. И как ни странно, такие события сплачивают коллектив, какой бы он ни был. И это очень хорошо сейчас чувствуется на заводе — у нас какая-то такая монолитность вокруг общей идеи, вокруг общей проблемы. Поэтому при всех сложностях есть и какой-то позитив.

В принципе, подобные ситуации сами по себе являются импульсом и очень сильным вдохновением. Намного сложнее людей вдохновлять, когда все спокойно. А в этой ситуации надо правильно расставить акценты и выделить главное. Большинство людей в нашей стране и на нашем комбинате в частности беспокоят сейчас два вопроса: "Что будет завтра?" и "Как вообще жить завтра?" Им нужна стабильность и уверенность в завтрашнем дне, и они готовы пойти за лидером, который четко обозначит: вот наша цель, вот так мы будем к ней идти: собрались, не раскисаем, делаем раз-два-три — и завтра получим такой-то результат.

Для меня вдохновение — это явление. Оно либо есть в человеке, либо его нет. Все остальное — это импульсы. Общение с людьми, поездки. Действительно, во время поездок я всегда заражаюсь разными идеями, мыслями. И сейчас 99% рабочего времени у меня проходят в разговорах с людьми (обычно — 95%). Общение с людьми — это же не только говорить, но и слушать, обсуждать, думать вместе. Безусловно, это живая функция, и в таких ситуациях ее ничто не может заменить, потому что люди переживают сильные эмоции и им нужно с кем-то поделиться.

Я вообще сторонник активной обратной связи. Любая моя встреча с подчиненными заканчивается обратной связью — позитивной либо не совсем. Я считаю, что это очень хороший импульс. А как человек поймет — хорошо он сделал или плохо?

А вообще я практикую общение на глубину, на три уровня ниже в структуре управления. Это необходимо для того, чтобы люди развивались, чтобы они понимали, как мыслит вышестоящее руководство, какие вопросы оно задает, что его беспокоит. Чтобы понимали, как их работа оценивается в масштабах всего комбината, а не только в их цехе или участке. Я провожу такие встречи регулярно, но обязательно в присутствии прямых руководителей, потому что иначе будет надлом иерархии. Комбинат — это очень жесткая иерархия.

Общение с людьми, безусловно, является для меня и источником вдохновения, но основное вдохновение — это внутренние ценности, которые когда-то были заложены на этапе воспитания и образования.

Я пытаюсь все время менять мир к лучшему. Изменили мы технологию — воздух стал немного чище. Увеличили производство — заработали больше денег, больше валюты в страну пришло, зарплату людям немного подняли. Внедрили инновационный проект — стали меньше природного газа потреблять, тоже стало легче комбинату и стране в целом. Это все — изменения мира к лучшему. И они меня вдохновляют и мотивируют.