Кинорынок России перегрет нефтедолларами

Продюсер фильмов Киры Муратовой и Романа Балаяна Олег Кохан рассказал, сколько берут за съемочный день российские и украинские артисты и от чего зависят их гонорары

Олег, сколько картин вы сейчас продюсируете?
На разных этапах производства и продвижения находятся 8 лент.

А на чем вы заработали, прежде чем вкладывать деньги в кино?

В холдинг Sota Cinema Group за годы существования входили компании, которые зарабатывали, занимаясь рекламой и постпродакшном, маркетинговыми исследованиями и пиаром. Деньги, заработанные ими, и стали теми инвестициями, которые были направлены в кино.

Какие-то фильмы попали в этом году на конкурс международных фестивалей?

Новая картина Романа Балаяна «Райские птицы» участвовала в основном конкурсе юбилейного ХХХ Московского кинофестиваля. Фильм  Las Meninas Игоря Подольчука участвовал в конкурсе престижного Роттердамского кинофестиваля, а затем  — на кинофестивале в Карловых Варах.

Поездка на фестиваль  — дорогое удовольствие?

Бюджет на фестивали в год составляет 80 тысяч долларов. Сюда также входят и предварительные поездки для переговоров с организаторами, и подготовка всех презентационных материалов, и участие звезд проекта в презентации.

А если фильм не участвует в конкурсе, зачем ехать на фестиваль?

Фестиваль — это не только красная дорожка и конкурс, но и кинорынок. В Берлине, например, мы фильм не представляли, но подписали там предварительную договоренность с немецким продюсером Хайно Декертом на совместное продюсирование картины «Счастье мое», а затем на Каннском фестивале окончательно зафиксировали эту договоренность. Снимать фильм будет молодой и талантливый украинский режиссер Сергей Лозница. Он уже состоявшийся, известный документалист. Практически все его фильмы получили призы международных фестивалей. Так, его последняя его картина "Представление" стала обладателем главного приза Краковского кинофестиваля. В прошлом году фильм "Артель" выиграл  "Хрустальный глобус" в Карловых Варах. «Счастье мое» для Сергея будет дебютом в игровом кино. Финансируют картину украинская и немецкая стороны. Скорее всего, подключатся еще и Нидерланды.

Каков бюджет картины?  Как, кстати, вы вышли на немецкого продюсера?

Бюджет этого фильма будет не больше 2,5 миллиона. А относительно знакомства с Хайно Декертом… Это продюсер, который финансировал и продюсировал документальные ленты Сергея Лозницы.

Это ваш первый опыт совместного с иностранными компаниями финансирования?

Нет, не первый. Закончены съемки картины Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони». Это украинско-польский проект. Главную роль в нем сыграл Богдан Ступка. А весной мы начали работу над картиной «Лето 1953». Это  режиссерский дебют известной  художницы, американки  иранского происхождения Ширин Нешат.  Нашим партнером в этом проекте стал продюсер Филипп Бобер. Это человек, который в свое время открыл  Ларса фон Триера (датский режиссер, снявший такие фильмы, как «Догвиль» и  «Танцующая в темноте». — «ДЕЛО»). Кроме Украины, в проекте участвуют Франция, Германия и Австрия.

А как о вас узнал Занусси?

Богдан Ступка порекомендовал ему меня как продюсера. Пан Кшиштоф ставил в театре имени Франко, которым Ступка руководит, спектакль и поделился идеей нового фильма. А Богдан Сильвестрович в то время только закончил сниматься в фильме «Два в одном». Буквально через час после этого разговора раздался звонок, и мы с Занусси встретились.

Быстро договорились?

Через неделю был готов первый вариант сценария. А уже месяца через три мы подписали договор и снимали.

Когда мы увидим этот фильм в кинотеатрах?

Осенью. Скорее всего, в ноябре состоится презентация в Киеве и Варшаве.  
В этом фильме, кроме Ступки-старшего, снялись еще его сын Остап и внук Дмитрий…
Да, трое Ступок снялись у Занусси. Для зрителя это очень привлекательно.

Каков бюджет фильма?

Около 2,5  миллиона евро. Со стороны  Польши  часть денег дали государственные организации и студия Занусси.  С украинской  —  Министерство культуры и наша кинокомпания.

Польша и Украина профинансировали поровну?

60%  — средства польские, 40% — украинские. Это я говорю о производственном бюджете. А бюджет по продвижению  картины лежит на продюсерах с обеих строн.

А сколько ваших средств в украинской доле?

Наших  —  30%, государственных  — 70%.

Минкульт всегда дает большую часть?

Так распределяются вложения, если говорить только о производстве. А если подвести общие расходы, то получается 50 на 50  или даже больше в сторону продюсера. Ведь затраты на рекламу, прокат, фестивали, премьеру несет продюсер. Министерство культуры имеет право финансировать только производство. Единственное, что они могут, —   выделять ограниченную сумму на печать копий украинских фильмов.

На все фильмы, что вы продюсировали, государство выделяло деньги. Кому в таком случае принадлежат права на фильм?  

Государство, финансируя проект, даже при условии, что часть денег вкладываю я,  является заказчиком. Действует старый советский принцип госзаказа. После того как фильм сделан, я сдаю его в Минкультуры, которое является правообладателем. Правда, отдельным пунктом в контракте оговорено, что права на дальнейший прокат и дистрибуцию фильма передают продюсеру, который вкладывал деньги.

Как делите доходы?

Сумма дохода пропорциональна вкладу.

Александр Шапиро сказал, что бюджет его последнего фильма «Кастинг» составил 150 тысяч долларов. Это реальная цифра?

Я слышал, как декларировали и меньшие суммы. Но только тем, кто заявляет такие бюджеты, нужно обязательно делать оговорку, что это затраты, а не стоимость проекта. Режиссеры, как и актеры, могут работать за условные деньги. То есть люди работают либо за идею, либо по просьбе, оказывая услугу друзьям или партнерам. Так можно снимать кино, но это не означает, что так его нужно снимать.

На что хватит 150 тысяч долларов при нормальном процессе? Заплатить гонорар?

В наших проектах такая сумма не покроет гонорарный фонд. Это аренда камеры и покупка пленки. Но есть продакшны, например, которые имеют свою камеру. Шапиро говорит о потраченных деньгах, а нужно говорить о стоимости проекта. Если камеру подарили, то ее все равно включают в смету. Продюсер на начальном этапе просчитывает, из каких источников он будет наполнять бюджет. Я согласен, что если есть возможность снимать при любых условиях, снимать нужно. Но у нас другой подход.

Бюджеты муратовского «Два в одном»  и балаяновского «Райские птицы»  вписались в 2 миллиона евро?

Да.

Вам удается вернуть деньги, вложенные в фильм?

Удается. Конечно, моя обязательная программа — проект должен быть окупаем. Но есть еще и сверхзадача —  чтобы фильм был высокохудожественным. Поэтому я с самого начала принял такое решение: несмотря на бюджетное финансирование проектов, обязательно вкладывать в проекты свои деньги, чтобы не расслабляться. Почему на российском кинорынке, несмотря на бурное развитие (300 картин в год) и на активную финансовую поддержку государства, так мало качественного кино? Продюсеры зарабатывают не на качественном продукте, а на бюджете. Я на бюджете не зарабатываю. Так что я мотивирован, чтобы фильм получился и я смог вернуть как минимум свои деньги. И, к счастью, режиссеры, с которыми мне посчастливилось работать, всегда держали и держат высокую художественную планку. И  уже появились молодые дарования, которые ориентируются на высокий уровень.

И кого из наших молодых режиссеров вы могли бы назвать?

Сережа Лозница, Тарас Томенко, Валик Восянович, Ева Нейман, Александр Шапиро.

Почему вы решили продублировать фильм «Райские птицы»? Чьим голосом заговорил Олег Янковский, сыгравший одного из главных персонажей?

«Райские птицы» — это полностью украинский продукт, а язык — главный идентификационный признак принадлежности картины к стране. Безусловно, дублировать таких известных актеров, как Янковский, Табаков, Литвинова очень тяжело. Их голоса сами по себе являются брендами и, изменив их в украинском варианте дубляжа, мы рискуем потерять целостность образа, созданного актером. Поэтому к решению вопроса подходили очень тщательно. Янковского блестяще озвучил украинский актер Алексей Горбунов. Роману Балаяну украинский вариант нравится даже больше, чем русский оригинал.

Выпуском DVD вы занимаетесь?

Сами DVD не выпускаем. Продаем права на прокат другим компаниями.

Сколько получает продюсер от продажи DVD?

Роялти может составлять от 10 до 25 процентов от прибыли. В некоторых случаях  - и до 50% . А если это, допустим, "Антикиллер", то продюсеры, имея такой бренд, могут делать предпродажи. И каналы, и выпускающие DVD-диски компании идут на это. И напротив,  некоторые продюсеры, до последнего держат блокбастер, набивая цену.

«Два в одном» показывали на «Интере». Это был единственный ваш опыт продажи фильма на телеканал?

«Два в одном» транслировали на российских ОРТ и РЕН ТВ. Сейчас ведем с этими же каналами переговоры о приобретении нашего пакета. Ведь выгоднее продавать пакет, если в пакете есть фильм, который подтягивает другие.

И какие фильмы в пакете?

"Райские птицы" Балаяна, новая Муратова -  фильм "Мелодия для шарманки" и ее короткометражка "Куклы", "Сердце на ладони" Занусси, "Лето 1953" Ширин Нешат, Las Meninas Подольчука. Ведем переговоры о предпродаже фильма "Счастье мое", премьера которого планируется на 2010 год.

Cколько в среднем готовы платить каналы за фильм?

Вилка очень большая  — от 500 долларов до 100 тысяч долларов. Все зависит от страны, канала, картины. От того, будут ли показывать в прайм или нет, первый это показ или непервый.

Российские каналы платят намного больше украинских?

Там цена начинается от 10 тысяч долларов и до 100 тысяч. Есть блокбстеры, которые продаются за миллион, но это единицы — такие, как «Ночной дозор».

Какой процент от сбора в кинотеатрах получаете?

50% кассового сбора остается в кинотеатрах. От 15% до 25% уходит дистрибьютору, вся остальная сумма  — продюсерам.

И сколько принес вам прокат, например, муратовского «Два в одном»?

На самом деле это были несущественные цифры. Нам важен был сам факт проката фильма. Решение об инвестировании достаточно большой суммы — более 100 тысяч — в проведение масштабной национальной премьеры не обсуждалось. Мы не просчитывали, отобьет ли эти затраты прокат, а стремились создать культурный прецедент, возродить традицию громких кинопремьер. И нам это удалось: более 700 гостей посетили премьеру, было 30 телекамер и более 200 журналистов освещали это событие.

Какие еще зарубежные дистрибьюторы, кроме российских, покупали у вас фильмы?

С этим тяжело. Если бы был «паровоз» в виде государственных институций, продвигающих украинское кино, было бы легче. Мы сможем выйти на международный рынок, только создав моду на украинское кино. И тому доказательство румыны, иранцы, корейцы. Именно таким образом они врезались в мировой кинематограф. Вспомните, как мы еще совсем недавно смеялись, если кто-то предлагал: «Давайте сходим на румынский фильм». А на данный момент у Румынии — два успеха в Каннах: «Смерть господина Лазареску» и «Четыре месяца, три недели и два дня». И все, уже  другое отношение. Предыдущая волна  -  иранцы, до этого  -  корейцы: Ким Ки Дук и другие мастера. И мы можем именно таким образом ворваться в Европу и мир. А потом уже подтянется массовый кинематограф.

Сколько дней нужно на съемки фильма?

Все зависит от фильма. В картине "Два в одном" было всего два объекта и еще несколько съемок на улице. А в "Мелодии для шарманки" -  больше 20 объектов. Вот и сравнивайте. В "Два в одном" было где-то около тридцати съемочных дней. Правда, месяца не хватило. Потому что Ретана Литивинова сломала руку, и пришлось съемки переносить. А "Мелодию для шарманки" снимали два месяца.

Из затрат на фильм какую долю занимает гонорар артистам?

Играет роль и статус актера. Например, у нас в «Мелодии для шарманки» участвуют и Нина Русланова, и Олег Табаков, и Рената Литвинова. Конечно, некоторые из них совершенно на других условиях снимаются у Муратовой. И хотя гонорары достойные, но они совсем не такие, как за съемки в коммерческом фильме.

А сколько сейчас платят за съемочный день актерам? Действительно ли российские звезды запрашивают суммы, которые тянут на голливудские?

Российский кинорынок слегка перегрет нефтедоллорами. Но иногда актер снимается в одном проекте за очень большие гонорары, а параллельно в другом —  за гораздо меньшие.

Очень большие — это сколько?

30-40 тысяч долларов за съемочный день. Это перегрев.

А 30-40 тысяч за эпизод с участием мировой звезды -  это нормально?

Да. И если сделана ставка на имя и талант актера, продюсер должен обеспечить участие в проекте, например,  Бандероса, Беллучи или Альпачино.

До сих пор в Украине снимать дешевле, чем в России -  меньше затрат на оплату труда актерам, операторам, техникам?

Ситуация понемногу выравнивается. Да и суперзвезд у нас единицы. Есть - Ступка. Он может конкурировать с российскими звездами первой величины.

А на какой гонорар согласны украинские звезды?

Это очень индивидуально. Все играет роль: и сценарий, и режиссер, и продюсер. Может быть 10 тысяч за съемочный день, а возможно и значительно меньше.

Какие планируете запускать проекты?

Мы купили права на экранизацию сценария, победившего в «Коронации слова», который называется «Ангел с патефоном». Написали его Александр Столяров и Василь Басович. Это будет первый масштабный высокобюджетный проект  —  около 10 миллионов долларов, где будут задействованы звезды класса А.

Что больше всего мешает при работе в совместных проектах?

То, что Украина не подписала конвенцию о совместном производстве. Европейская модель, в отличие от голливудской, подразумевает финансирование разных госинституций и госфондов. Правда, такая практика касается не коммерческого, а артхаусного кино. То есть мой немецкий партнер Хайно, являясь сопродюсером фильма «Счастье мое», не вкладывает в производство свои деньги. А если у европейского продюсера партнером является украинская структура, которая не является статусным игроком, то ему тяжело легитимно подтвердить такое партнерство.  И еще плохо то, что Украина не входит в зону Евримаж.

А как вхождение в зону Евримаж может облегчить жизнь продюсера?

Евримаж — это, условно говоря, фонд, в который все страны в зависимости от доли рынка и дохода от проката каждый год платят определенную сумму денег. Таким образом формируется определенный банк. Начиная производство, продюсер может взять оттуда деньги, не дожидаясь,  пока госинституции ему их перечислят. А когда те перечислят, вернуть в Евримаж. Удобная модель. Например, в такой ситуации, какая возникла у нас: полгода бюджет не принимается, выделенные на производство деньги заморожены и кино не снимается. Но украинские продюсеры не могут взять в долг у Евримаж.

Как оцениваете ту сумму, что выделяет государство на кино?

Было 50 миллионов гривен, если не ошибаюсь, добавили еще 70 миллионов. Если бюджет примут, будет 120 миллионов гривен. Но и этого мало. Кроме того, только финансированием вопрос создания в стране киноиндустрии не решить. Нужна комплексная программа на десять лет, где будут учтены все моменты. Но если такая программа будет принята без диалога с игроками рынка, снова получится кособокий урод.

Диалог – это опять много слов и никакого толку?

А чтобы не было голословного трепа, нужно приглашать к диалогу тех, у кого кино "болит". Кто вложил в него свои деньги и доказал свою состоятельность. И обязательно пригласить представителей минэкономики и минфинансов, директоров кинотеатров и генеральных продюсеров телеканалов.

К чьему мнению стоит прислушаться, как считаете?

Руководителя "Film. U. A" Виктора Мирского, Влада Ряшина из "Стар-Медиа", директора дистрибьюторской компании "Артхуаз тарфик" Дениса Иванова.

Присутствие  украинской делегации на кинофестивалях в Каннах и в Москве оценивают так: котлеты и водка есть, а кино нет? Стоит ли устраивать пафосные фуршеты, если действительно нечем похвастаться?

А что мы хотим. Откуда кино возьмется, если вот уже 20 лет нет индустрии кино. За один день не вырастает лес на месте выжженной пустоши. Но мы должны быть готовы поднять рынок, если запустим этот механизм. Поэтому инициативу  Андрея Халпахчи, создавшего кинофундацию для продвижения украинского кино, поддерживаю.  Важно, что застолбили. Не все страны имеют фундации. У той же России, например, пока нет.