Когда в борьбу с коррупцией вступает международный бизнес

Президент Американской торговой палаты Хорхе Зукоски о коррупции в Украине

В одном из своих недавних выступлений президент Украины Виктор Янукович отметил, что в 2012 году из-за коррупционных нарушений убытки государственного бюджета составили более двух с половиной миллиардов долларов. Это вовсе не удивительно, учитывая, что по последним данным международного исследования коррупционных рисков Transparency International из 174 стран Украине досталось 144-е место. Разделяет его Украина с такими странами, как Бангладеш, Камерун, Республика Конго, Сирия и Южно-Африканская Республика, пишет в своем блоге для "Киевстар Бизнес Дайджеста" президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски.

Многочисленные методы борьбы с причинами и последствиями коррупции позволяют каждой стране адаптировать и использовать именно те, которые соответствуют национальной специфике. В некоторых случаях, понимая масштабность проблемы и сложность борьбы с взяточничеством на государственном уровне, в борьбу вступает международный бизнес. Речь идет не столько о корпоративной социальной ответственности, сколько о существенных материальных санкциях, которыми грозит взяточничество компаниям за коррупционные практики своих подразделений по всему миру. Ведущими "контролерами" деятельности своих компаний за границей по-прежнему остаются Великобритания и США. Именно в этих странах были разработаны закон о коррупционных практиках за границей (US Foreign Corrupt Practices Act, 1977) и закон о взяточничестве (UK Bribery Act, 2010). Штрафы, предусмотренные этими законами, достигают десятков, а то и сотен миллионов долларов. Более того, UK Bribery Act фактически обязывает компании принимать меры, направленные на выявление и противодействие коррупции. В этом же ключе за последние годы обновились соответствующие законы и в других странах — Германии, Австрии, Канаде, России и, в некоторой мере, Украине.

Поскольку бизнес уже давно перестал ограничивать свою деятельность государственными границами, после ряда громких судебных разбирательств и колоссальных штрафов вопрос предотвращения коррупционных рисков в других странах встал особенно остро. Международные компании стали разрабатывать внутренние правила и процедуры, обязывая свои подразделения по всему миру им следовать. Такая превентивная политика — compliance — дословно переводится как приведение в соответствие с требованиями, уже начала постепенно приживаться и в украинской бизнес среде.

Что же представляет собой комплаенс? Прежде всего, это корпоративные кодексы бизнес-этики, принимая которые компания берет на себя обязательство соблюдать принципы честной конкуренции, не нарушая законодательство. Или, другими словами, не давая взяток для получения бизнес-выгоды.

Современная комплаенс-практика имеет две ключевые составляющие, каждая из которых выполняет свои функции.

Во-первых, это предотвращение коррупции, противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, и упреждение мошеннических операций с ресурсами компании и расхищения средств. Для реализации этих задач компании разрабатывают целый комплекс внутренних документов, политик и процедур. У большинства международных корпораций, например, существуют отдельные горячие линии, которые позволяют по телефону или электронной почте сообщить о нарушении кодекса этики сотрудниками компании, в том числе и руководителями. Существуют внутренние правила, которыми установлены ограничения на вручение подарков государственным служащим, правила проявления гостеприимства, процедуры согласования благотворительных взносов и т. д. Особое внимание уделяется проверке репутации деловых партнеров, дистрибьюторов, подрядчиков, посредников и агентов, которые предоставляют компании разного рода услуги. Такие процедуры направлены на выявление скрытых рисков, когда коррупционные действия маскируются под квазилегальные консультационные услуги, маркетинговые исследования или чрезмерно завышенные перепродажные цены.

Вторая составляющая представлена внутренними проверками и расследованиями для выявления и предотвращения случаев нарушения кодекса бизнес-этики компании. В результате таких расследований и проверок бизнес контролирует сам себя, тем самым способствуя искоренению коррупции и других нарушений корпоративных правил. В результате расследований сотрудников, уличенных в ненадлежащих действиях, как правило, увольняют, а материалы расследований могут передаваться в правоохранительные органы.

Очевидно, что применение внутренних политик и процедур требует надлежащего ознакомления сотрудников с положениями внутренних документов и осуществления контроля их реализации. Транснациональные корпорации создают целые департаменты, набирая штат сотрудников, ответственных за разработку и внедрение политики соответствия, обучение персонала, а также проведение внутренних проверок и расследований для выявления и предотвращения случаев нарушения кодекса бизнес-этики компании.

За последние годы мировая комплаенс-практика существенно шагнула вперед. Украина сейчас находится в самом начале пути развития этой новой вехи противодействия коррупции, которая заключается в инициативе компаний брать на себя ответственность за соблюдение этических стандартов ведения бизнеса и содействие развитию честной конкуренции. Благодаря усилиям международных организаций и финансовых институций, а также применению опыта больших транснациональных корпораций, работающих в Украине, практика комплаенса в скором времени станет неотъемлемой частью бизнес культуры и для украинских компаний. Мы, как организация, готовы всячески поддержать это движение и призываем наших членов и партнеров объединить усилия. Платформой для обмена опытом вполне может стать рабочая группа по вопросам противодействия коррупции, которая успешно функционирует в рамках Американской торговой палаты в Украине.