КСО. Глава DHL Express в Украине: Ключевая тема нашего диалога с властью — таможенное законодательство

Наталья Бочкова, генеральный директор DHL Express в Украине, считает, что ответственный лидер должен занимать активную позицию, участвуя в диалоге с властью, потому входит в совет директоров Европейской Бизнес Ассоциации

Проект "Ответственное лидерство" Центра "Развитие корпоративной социальной ответственности" и портала delo.ua продолжает публикацию интервью с топ-менеджерами ведущих украинских компаний.

10 топ-менеджеров успешных компаний Украины — 10 откровенных интервью — 10 разных взглядов на ответственное лидерство.

Свою позицию высказали Марк Ле Грасье, гендиректор "Рено Украина", Владимир Шаров, экс-глава представительства Inte l в Украине, Беларуси и Молдове (возглавил в апреле украинский офис GlobalLogic), Грег Краснов, гендиректор Platinum Bank, Алексей Кредисов, управляющий партнер "Эрнст энд Янг" в Украине, Дмитрий Шимкив, гендиректор "Майкрософт-Украина", Кестутис Слиузас, генеральный директор "Тетра Пак Украина", Алла Савченко, президент аудиторской компании BDO в Украине

Сегодня в проекте "Ответственное лидерство" — Наталья Бочкова, генеральный директор DHL Express в Украине.

Наталья, понятие "ответственное лидерство" стали обсуждать не так давно, с началом глобального экономического кризиса, когда гуру менеджмента признали, что традиционные схемы лидерства уже не работают. Как, по-вашему, ответственное лидерство — это модная тема или действительно необходимы перемены?

Ответственное лидерство родилось давно и существует давно. Мне кажется, его просто не выделяли с такой отчетливостью и силой, как сейчас.

Ответственный лидер — это тот, для кого бизнес — это не только способ и процесс зарабатывания денег, это тот, кто создает общественную миссию своего бизнеса, это тот, кто следует четким принципам ведения бизнеса как внутри компании, так и с клиентами, партнерами, государством.

В частности, для Deutsche Post DHL миссия выражается в том, чтобы, во-первых, сделать успешными клиентов компании, сотрудников и инвесторов; во-вторых, сделать жизнь клиентов проще и удобнее за счет развития логистических услуг, а в-третьих — внести позитивный вклад в развитие планеты. У нас в компании есть такая метафора: "Клиент — центр мироздания". И для нас ведение бизнеса — это ответственность. Потому что от того, как мы работаем, иногда зависит жизнь людей.

Какие еще приоритеты у компании сегодня?

Поскольку мы занимаемся логистикой и являемся одним из самых крупных владельцев автопарка и самолетного парка, то особый фокус делается на экологию: это и снижение выбросов в атмосферу, и использование вторичного сырья для производства упаковки, тестирование и внедрение альтернативных видов двигателей и возобновляемых видов энергии. Во время стихийных бедствий мы обеспечиваем доставку гуманитарной помощи. Этим занимались в Таиланде после цунами, и в Японии после землетрясения. Направляли своих экспертов, самолеты, грузовики. В этом социальная ответственность компании. И мы действуем в той области, где мы эксперты.

А в Украине, на чем, как вы считаете, важно сфокусироваться ответственному лидеру?

Прежде всего ответственные компании должны сами соблюдать прозрачные правила ведения бизнеса. Во-вторых, ответственные компании должны занимать активную позицию и участвовать в диалоге с властью. Ну а в-третьих, они должны работать в тех областях, где у компании есть знания и опыт.

Я вхожу в совет директоров Европейской Бизнес Ассоциации, где мы обсуждаем основные потребности развития украинского законодательства и правоприменительных практик. Это делается для того чтобы компаниям было легче работать на украинском рынке, а бизнес велся прозрачно и этично.

Получается ли наладить диалог с властью?

Одна из ключевых тем нашего диалога — это вопросы таможенного законодательства, потому что как перевозчики, в первую очередь, мы сталкиваемся с таможенными проблемами. У компании наработан большой опыт в этой сфере, поэтому мы можем реально вести диалог с таможней, используя наработки международной практики.

В рамках рабочих групп, координационных советов, встреч руководителей таможенной службы с представителями компаний Европейской Бизнес Ассоциации, Американской Торговой Палаты мы обсуждаем технологии таможенного оформления, возможные упрощения и ускорение процессов. Мы обязательно приглашаем лидеров таможенных и других служб, для того чтобы они услышали голос бизнеса.

Есть результаты от таких встреч?

Упомяну об одном из крупнейших наших успехов — в 2010 году мы смогли убедить таможенную службу применять упрощенное оформление грузов для физических лиц до 200 евро таможенной стоимости, что сразу сократило сроки их доставки и недовольство клиентов. Это был долгий процесс. Добились и очень гордимся этим, потому что сразу пошел грузопоток. И клиент от этого выиграл.

Сейчас какая самая актуальная для вас задача в законодательных инициативах?

Новый Таможенный Кодекс — каким он будет, как он будет внедрен, и какие технологии он позволит применять. Кроме того, это электронное декларирование и упрощение экспортных формальностей. DHL доставляет грузы и документы в 220 стран мира, и тем самым помогает малому и среднему бизнесу выходить на внешние рынки.

Сейчас в Украине для нас актуален вопрос об упрощении экспорта для средних и малых предприятий, чтобы они могли быстрее отправлять свои товары или образцы заграницу, чтобы наши украинские товары появились на европейских рынках, а наши бизнесмены могли конкурировать с европейскими производителями. В настоящее время мы собираем информацию по этой инициативе.

А приоритеты внутренней КСО?

Мы выделяем два основных направления. Первое — это корпоративное волонтерство. Наши волонтеры поддерживают киевскую школу-интернат №12. И здесь, на мой взгляд, важна прежде всего не финансовая помощь, а человеческое участие.Мы участвуем в жизни этих детей, которые остались без родителей. А это — гораздо важнее, чем просто профинансировать закупку товаров первой необходимости или компьютеров. В компании каждый отдел взял на себя шефство над одной из групп школы-интерната. Наши сотрудники отдают душевное тепло тем, кто в нем наиболее нуждается сейчас.

Волонтеры DHL организуют мастер-классы для воспитанников школы-интерната № 12, который стал домом более чем для 70 детей с задержкой в развитии.


В компании DHL каждый отдел взял на себя шефство над одной из групп школы-интерната.


Волонтеры DHL на благоустройстве территории школы-интерната № 12 в Киеве.

Второе направление нашей работы — создание условий для реализации социальной политики: внесение социальных задач в бизнес-планы, создание структуры и выделение средств. На каждом совещании совета директоров компании присутствует тема социальной ответственности.

Мы обсуждаем, в каких мероприятиях компания примет участие, сколько студентов пройдет практику в компании, кто выступит перед школьниками, какие автомобили мы будем покупать, чтобы двигатели отвечали самым высоким требованиям, не превышая нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, каким образом пройдет в этом году наше участие в озеленительных мероприятиях и т.д.

Должна ли быть выгода от социальных инициатив для самого бизнеса? Как вы относитесь к слову "выгода" в отношении КСО? В Украине, в отличие от западных компаний, многие пугаются этого слова?

Социальная ответственность не приносит компании прямой финансовой выгоды. Но ведь понятие выгоды очень емкое. На мой взгляд, успешные компании давно ушли от понимания только прямой финансовой выгоды. Сейчас цель бизнеса не заключается только в том, чтобы получить немедленную прибыль. Компания формулирует свои цели совершенно иначе — как общественные миссии.

Вы не можете нормально вести бизнес, в западном понимании, если вы не вкладываете в развитие общества. Общество — это ваши завтрашние сотрудники и потребители. Здесь нет прямой финансовой выгоды, но мы вкладываем в развитие и обучение детей. Можно сказать, что да, мы рассчитываем на то, что когда-нибудь студенты того или иного вуза придут работать к нам. Это было бы здорово! Но это не есть самоцель.

В принципе, любой бизнес, которому даются ресурсы из общества, должен отдавать в общество то, что он может с точки зрения социальной ответственности. И здесь очень важно, что лидеры сами понимают эту необходимость. А с другой стороны, лидерам особенно нужно чувствовать свою сопричастность и свой вклад в общественную жизнь.

А вы занимаетесь частной филантропией? Являетесь членом каких-либо фондов?

В прошлом году я была президентом женского клуба при Европейской Бизнес Ассоциации. Одной из наших целей было повышение социальной ответственности бизнеса, и в том числе донести до людей, до тех компаний, в которых мы работаем, до правительства, те взгляды, которые имеют работающие и успешные женщины.

Мы взяли шефство над несколькими выпускниками одного детского дома, потому что у этих детей одна из главных проблем — адаптация к жизни. Когда они выходят из детского дома, закончив школу, их сначала не берут в институт, потом на работу… и дальше по накатанной. Мы помогли двум детям подготовиться к экзаменам и поступить в учебные заведения.

Мы провели несколько семинаров и практических тренингов, чтобы лучше подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь. Пусть это и небольшие дела, но здесь я сторонник практической помощи.