Кто даст деньги "особому Донбассу"?

Неделю назад Парламент поддержал президентский законопроект №5081 об особом статусе Донбасса, который тут же окрестили не иначе как "предательством" и "капитуляцией". Но кто на самом деле должен будет заплатить за восстановление Востока?

Один из главных аргументов противников данного документа: нам теперь придется кормить Донбасс в ущерб своим пенсиям, зарплатам, стипендиям. Но по факту документ не предусматривает таких уж больших вливаний в регион. Хотя, конечно, и положительного эффекта экономике Украины он не принесет.

Чтобы закон "об особом Донбассе" заработал, необходимо выполнить несколько важных условий. Во-первых, нужно вывести российские войска с территории Украины. Во-вторых, ДНР и ЛНР должны самораспуститься. В-третьих, территория "особого Донбасса" должна быть жестко изолирована как от украинских регионов, так и от России.

Однако если оставить за скобками политику и фактор неуправляемых террористов — насколько вообще приемлемыми являются "автономные права", которые предписаны "особому Донбассу" специальным документом?

Одно из положений, на которое стоит обратить внимание — это отсутствие четких обязательств Украины помогать региону деньгами. Согласно закону, государственная поддержка "особого Донбасса" заключается во введении "отличного от общего экономического режима" осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности. Такой режим должен быть направлен на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечения инвестиций и кредитов.

В переводе на человеческий язык это означает: вы будете платить меньше налогов в центральный бюджет (а может и вовсе не будете их платить), а деньги, собранные на месте, должны тратить на восстановление региона. Если деньги будут оставаться на территориях, то и центр не будет ничего должен "особым" районам. А поскольку Донецкая и Луганская области с точки зрения перечисления субвенций центрального бюджета всегда являлись дотационными, то госбюджет еще и останется в плюсе.

Многие также ухватились за госпрограмму восстановления и развития "особого Донбасса", которая должна быть создана Кабмином, решив, что раз это госпрограмма, то она должна финансироваться из бюджета. Хотя на самом деле деньги могут быть и частными. Несмотря на кажущуюся утопичность и рисковость проекта, многие предприниматели уже сегодня готовятся участвовать в масштабном поствоенном восстановлении Донбасса. Действительно, та часть, которая касается бюджетного финансирования, будет проходить как защищенная статья. Но не в этот ли регион ежегодно отправлялись десятки миллиардов гривень "помощи" шахтам на "социально-экономическое развитие" и прочие проекты во времена правления предыдущей власти? Бюджет помощи "особому Донбассу" будет существенно ниже. Да и под контролем общественности вряд ли удастся потратить его бесследно.

Важно также добавить, что соглашения о сотрудничестве между отдельными районами и центральным правительством Украины (читай: прямая финансовая поддержка) могут быть заключены исключительно по инициативе самих районов, в обмен на четкий план развития и взаимодействия. Представителям сегодняшних террористов — если даже они и хотят "поживиться" за счет украинских налогоплательщиков — придется для этого немного потрудиться.

Если допустить, что все эти факторы сыграли в пользу Украины — будет ли сложившаяся ситуация катастрофой для инвестиционного климата страны? Сомнительно. Молдова и Грузия, на территории которых также есть тлеющие территориальные конфликты, инспирированные Россией, не испытывают никаких проблем в ходе европейской экономической интеграции и создают на неоккупированных территориях здоровые условия для развития и инвестиций. То же самое может делать и Украина. Важно лишь убедить инвесторов (пускай поначалу это будут любители высоких рисков — наша страна всегда отличалась высоким уровнем доходности, нам не в первый раз), что "особый Донбасс" — это еще не все государство.

Упорядочивание отношений с этой территорией постепенно должно свести на нет валютные колебания. Дефицит экспортной валюты будет компенсирован интенсификацией сотрудничества с Европейским союзом, а также кредитной поддержкой международных финансовых институтов. Дефолта не будет — Европе гораздо выгоднее иметь платежеспособных потребителей и кредитоспособное государство-соседа, чем пропасть из десятков миллионов нищих у себя под боком.

Однако прежде, чем решить, что делать с "особым Донбассом" хотя бы в среднесрочной перспективе, необходимо, как минимум, сдвинуться с мертвой точки вначале пути: вывести войска и изолировать территорию. А для этого одного закона не достаточно.