Мартыненко: Реформа рынка электроэнергии займет четыре-шесть лет

Глава парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Николай Мартыненко оценивает потери госбюджета от деятельности госпредприятия «Укринтерэнерго» в $100-200 млн. ежегодно

Николая Мартыненко на посту председателя парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности ознаменовалось как минимум двумя событиями, которые в ближайшем будущем должны серьезно повлиять на развитие рынка электроэнергии. Во многом благодаря его усилиям были приняты законопроекты, касающиеся внедрения аукционов на экспорт электроэнергии, а также льготных тарифов на электроэнергию, произведенную из альтернативных источников. Кроме того, во многом именно от Мартыненко будет зависеть, насколько быстрой и успешной будет реформа отечественного энергорынка.

Николай Владимирович, когда, по вашему мнению, может быть принят правительственный законопроект о реформировании рынка электроэнергии?

Прежде всего хочу отметить, что наш комитет полностью поддерживает реформирование рынка. Я буду стараться, чтобы в этом году мы провели законопроект хотя бы в первом чтении. Принять его в целом, наверное, уже не успеем. А вот весной следующего года утверждение документа мне кажется реальным.

Как вы видите первый этап перехода к новым правилам функционирования рынка, когда 10-15% электроэнергии уже будет продаваться по прямым договорам?

Пока рано говорить о том, как конкретно будет осуществляться продажа электроэнергии. Вопрос очень сложный, особенно в аспектах ценообразования. Ведь, например, АЭС производят электроэнергию ровным графиком, в то время как объемы потребления постоянно изменяются. Это лишь один из вопросов, которые предстоит решить. Кроме того, и сам законопроект еще будет обсуждаться и в комитетах, и в сессионном зале.

Можете ли вы отметить проблемные моменты в правительственном законопроекте уже сейчас?

Проблемы есть в любом законопроекте, и мы их будем решать при рассмотрении документа.

По информации Нацкомиссии регулирования электроэнергетики, тарифы на продажу электроэнергии по прямым договорам будут включать в себя дотации на электроэнергию для населения. В таком случае будет ли выгодно производителям и потребителям переходить на новую форму сотрудничества?

Я считаю, что выгода будет. Какой смысл будет заключать прямые договоры, если на оптовом рынке цена будет ниже? Реформирование рынка электроэнергии приведет к усилению конкуренции, а значит, цены на электроэнергию будут максимально низкими. Кроме того, мы получим более привлекательную для инвестиций отрасль. Например, строя электростанцию, компания сможет заключать договоры с потребителями еще на этапе строительства. Данные документы могут использоваться в качестве гарантии возврата средств, скажем, для банковских учреждений.

Когда, по-вашему, будет осуществлен полный переход к конкурентному рынку электроэнергии?

Это небыстрый процесс. По моей оценке, реформирование рынка может быть осуществлено на протяжении четырех-шести лет.

Существует мнение, что при функционировании конкурентного рынка электроэнергии может возникнуть спекуляция. Например, определенная бизнес-группа может скупать электроэнергию на балансирующем рынке, чтобы потом зарабатывать на ее перепродаже…

Я не вижу такой угрозы. У электростанции не будет смысла продавать электроэнергию посреднику, потому что она сможет реализовать ее напрямую потребителю.

Каких средств потребует переход к конкурентному рынку? Возможно ли будет найти их в госбюджете?

Затраты будут совсем не-значительными. С моей точки зрения, в первую очередь понадобятся политическая воля и интеллектуальные вложения при надлежащем организационном сопровождении.

А есть ли на то политическая воля и есть ли кому воплощать это в жизнь? Не раз приходилось слышать, что реформирование рынка тормозится отдельными чиновниками с консервативным мышлением.

После принятия закона препятствий для его реализации быть не должно, он должен выполняться.

Однако, например, реализация вашего закона о внедрении аукционов на экспорт электроэнергии затягивается уже не на один месяц…

Да, порядок проведения аукционов должен был быть разработан уже в июле, а его утвердили только в октябре. Но ведь закон все равно выполняется, деваться-то некуда.

По-вашему, почему с аукционами возникла такая ситуация?

Потому что есть сопротивление. Естественно, что госпредприятие «Укринтерэнерго» не хочет расставаться со своими монопольными правами. Ведь сколько, по-вашему, Украина теряла в год по старой схеме экспорта электроэнергии? Думаю, $100-200 млн. гарантированно.

Какие рычаги есть у «Укринтерэнерго», чтобы влиять на выполнение законов?

Я не Генпрокуратура, чтобы вести следствие. Мое дело — довести закон до реализации. Над чем мы и работаем. Думаю, первый аукцион состоится уже в декабре.

Тем не менее Минтопэнерго решило до конца 2009 года выставлять на аукционы не всю мощность «Бурштынского энергоострова» (500-550 МВт), а лишь часть — 100 МВт. То есть остальная мощность останется за «Укринтерэнерго»…

Может, на первом этапе это не так и плохо. Мы посмотрим, как работает положение, разработанное НКРЭ.

При разработке порядка проведения аукционов госорганы внесли в него еще одну норму, не предусмотренную в вашем законе. Речь идет о сохранении договоров на экспорт, одобренных Верховной Радой и Кабмином. Была ли в этом необходимость?

Это неоднозначный вопрос. Оператором по этим договорам будет то же «Укринтерэнерго». Если предприятие будет иметь преимущество, значит, ему нужно будет меньше думать о платежах на украинский оптовый рынок электроэнергии, загрузке транзитных мощностей на экспорт. Вопросы по аукционам будут возникать, и их нужно будет совершенствовать в дальнейшем.

Допускаете ли вы попытку срыва проведения торгов на экспорт каким-либо способом?

Порядок проведения аукционов выписан достаточно грамотно, поэтому, думаю, отменять аукционы будет тяжело или практически невозможно.

Насколько, по вашей оценке, может увеличиться экспорт электроэнергии после внедрения аукционов?

Во время кризиса трудно делать точные прогнозы. Можно ожидать, например, меньшие продажи по объемам электроэнергии, но большие — по выручке, на 10-15%.

А как вы расцениваете эффект от внедрения «зеленых» тарифов на сегодняшний день?

Мы сделали первые шаги для поддержки альтернативной энергетики. И этим рынком сразу же заинтересовались и наши, и иностранные инвесторы. Но, естественно, кризис немного затормозил инвестиции. Тем не менее, думаю, уже в следующем году будут видны первые плоды нашей работы.

Надо ли дорабатывать законодательство об альтернативной энергетике?

Надо. Но понимаем ли мы все проблемы, которые существуют в законодательстве? Нет. Потому что со многими из них мы столкнемся только на практике. Сжигать топливо в дальнейшем станет невыгодно, поэтому альтернативная энергетика должна стать конкурентной.

Тарифы на электроэнергию из альтернативных источников частично оплачиваются за счет традиционной генерации. Не создаст ли это проблем в будущем?

Цена на углеводородную энергию будет расти: будут дорожать и нефть, и природный газ.

Как вы расцениваете проект госбюджета на 2010 год в плане финансирования энергетической отрасли?

Там на сегодняшний день есть интересные идеи. На-пример, на повышение энергоэффективности заложено 3 млрд. грн. Это хорошая цифра. Положительно, что предусматриваются средства на развитие элементов собственного ядерно-топливного цикла. Но надо учитывать, что этот год у нас кризисный, следующий будет посткризисным, поэтому нет возможности заложить много средств на энергетические программы.

Почему вы говорите «на сегодняшний день»? Расходы на энергетику могут быть пересмотрены?

Если речь идет о  проекте госбюджета, то это пока лишь проект документа. Он  будет сбалансирован после рассмотрения в сессионном зале парламента. Дискуссия еще впереди.