Миша Зельман, учредитель Global Craftsmen Group: "Успех — это всегда путь"

Новомодный британский ресторатор Миша Зельман об успехе и его составляющих

Миша, в чем секрет успеха в бизнесе?

У меня есть несколько ключевых принципов. Первый принцип: все дело в простоте. Например, идея "краб и стейк" (концепт ресторана Beast) или "лобстер бургер" (концепт ресторана Burger&Lobster) очень просты по своей сути. В первом случае мы предлагаем просто одно блюдо, куда входит и стейк и краб, а во втором — предлагаем посетителю на выбор, или бургер или лобстер. Второй принцип: нужно верить в то, что ты делаешь. Я, например, global craftsman — глобальный ремесленник, и больше ничего не умею делать. Я верю в то, что я делаю, я живу этим, мне нравится этим заниматься. Третий принцип: то, что ты делаешь, должно быть полезно для других. Так, когда я думаю над новым концептом ресторана, я рассматриваю новые opportunities для моих потенциальных посетителей. Я не думаю о том, какой будет цвет стен, и о том, буду я солить свой бургер или нет. Я думаю о том, как эмоции, которые мои посетители будут получать в новом ресторане, изменят их жизнь к лучшему.

Что для вас успех?

Успех — это всегда путь. Тот человек, который первый раз в жизни пришел в казино и выиграл, скорее всего останется нищим. Ведь все дается трудом. Прежде чем открыть в Лондоне Burger&Lobster, куда на второй день стояла очередь, я в России открыл более 30 ресторанов. И при этом очень важно, как я уже говорил, любить то, чем ты занимаешься, посвятить этому свою жизнь. Переживать, нервничать, расстраиваться, злиться и пробовать снова. И при этом основной успешного бизнеса должно быть то, что нужно другим людям. И не просто нужно, а изменяло мир к лучшему, изменяло этих людей к лучшему.

Также успех — это всегда люди. Моя задача — создавать команды, находить и мотивировать людей, давать им определенную мотивацию. Делать так, чтобы через успех ресторана реализовывались они сами. Это самое важное, что есть.

Что больше всего цените в людях, и каким качеством должен обязательно обладать член вашей команды?

Я цен только одно — их увлеченность, то, что им нравится. Если человеку интересно, если он хочет что-то делать не ради денег, а потому, что он не может это не делать, с таким человеком я работаю. Я никогда не ставлю профессионализм выше увлеченности. И я очень рад, что сегодня уже есть сотни "Зельманов", которые работают в моих ресторанах. Каждый такой человек — звезда.

Какие бизнес-драйверы вы бы назвали?

Страсть, лень, злость — это отличные драйверы. Хорошо, когда мы завидуем или злимся/ненавидим на уровне спортивной злости/ненависти, которые движут нас вперед. Когда я был в спорте, во время игры я злился, расстраивался, ненавидел своего соперника, и это лишь добавляло целеустремленности и усиливало страсть к тому, что я делал. Но когда после свистка мы клали ракетки, я становился лучшим другом своему сопернику, поскольку мы друг другу помогали, обогащали, двигали вперед. Такие же принципы я исповедую и в ресторанном бизнесе. Надо учиться друг у друга, надо завидовать, надо конкурировать, надо переживать. Мы, таким образом, лишь помогаем друг другу. Да, мы, конечно, конкуренты, но у нас командная игра. Мы все развиваем хороший вкус у людей. Чем больше будет хороших ресторанов, тем больше людей будет в них ходить. А, значит, тем более успешными мы сможем быть.

Как вы пришли к такой "личной формуле"?

Любому человеку моей профессии присущ эпатаж, история и желание донести свою мысль нестандартными инструментами. Однако в определенной мере изменение мировоззрения произошло после того, как я стал жить за рубежом.

Вообще подход к бизнесу очень зависит от культуры страны, где вы находитесь. Например, если говорить о Лондоне, то здесь для продвижения идей нужно быть более креативным, тогда как на постсоветском пространстве — более системным и думать больше как менеджеру. Сейчас, спустя два года как я живу с семьей в Лондоне, во мне осталось очень мало менеджера, нежели было ранее в моей профессиональной карьере.

Какой challenge вас мотивирует?

Когда кто-то другой делает что-то лучше, чем я, меня это мотивирует идти вперед, пробовать, стремиться к чему-то новому, обгонять своих коллег по цеху. Я считаю, что чем выше конкуренция, тем здоровее рынок и тем он качественнее. А если вы еще являетесь лидером и вы успешны, это, как правило, делает вас богаче, а ваш бизнес более успешным.

Есть ли у вас бизнес-кредо?

Я не заложник академий и архаичных подходов. Мой лозунг может меняться в зависимости от времени суток — утром может быть один, днем — другой, вечером — третий. Вообще, в каждой ситуации у меня новая прибаутка.

Интервью подготовила Кейт Щеглова, директор по развитию Ekonomika Communication Hub