Мнение: А M&A пробовали?

Станислав Шум о применении практики слияний и поглощений в геополитике

А если бы президентом страны избрали не политика с отягчающим опытом работы на административных должностях, а специалиста по M&A? Такой человек подошел бы к управлению по-деловому. С пониманием того, что если у бизнеса пять лет дела идут плохо, то смена менеджмента – это не единственный эффективный шаг для решения проблем. Этот номер «Инвестгазеты» подсказывает, как еще можно решить проблему хронически неудачного бизнеса.

В бизнесе всегда есть место для эмендэй. Так почему же нельзя то же самое сделать со страной? Если политика – это концентрированное выражение экономики, то почему страной управляют политики? Я бы попробовал кого-то с опытом слияний и поглощений. Пока новые кандидаты предлагают поменять шило на мыло, такой специалист рассмотрел бы возможность приемлемой формы слияния/поглощения с другим геополитическим образованием.

В мире геополитики M&A довольно распространенное явление. Есть дружественные поглощения, типа Евросоюза. Есть недружественные, типа Южной Осетии, Абхазии или Тибета. Дружественное поглощение Украины Евросоюзом, как теперь уже ясно, сегодня надо считать нереальным сценарием.

Остается кого-то поглотить самим либо просто слиться. Но уже не с союзом стран, а с отдельно взятой страной. Только не надо обвинять меня в отсутствии патриотизма или посягательстве на территориальную целостность страны. Я просто хочу, чтобы моя страна стала лучше. Практика M&A в бизнесе не раз демонстрировала, что объединения открывают новые возможности и служат трамплином для реальных позитивных изменений.

Можно было бы рассмотреть сценарий с поглощением какой-нибудь небольшой завалящей страны по соседству. Но наше якобы выгодное геополитическое положение, к сожалению, не оставляет нам много вариантов. Сегодня разве что где-нибудь в Западной Африке можно выгодно кого-то поглотить. Приднестровье и Молдова – это все, что нам по зубам. Но с учетом крепкой российской поддержки первых и скорого получения статуса ассоциированного члена ЕС вторыми вариантов по поглощению у нас не осталось.

Остается только сливать страну. Прошу прощения, не в том смысле, что вы подумали. Имею в виду варианты по слиянию. Причем наличие единых границ – не обязательно. Как сказал бы спец по M&A, «достаточно единства философий». По крайней мере, один такой вариант есть. Неблагополучная по европейским меркам Греция могла бы стать для нас отличным побратимом. Высокий уровень коррупции, большие долги, попытки махинаций с отчетностью для Брюсселя – чем не дружественная страна?

Есть и другие варианты. Можно попробовать стать 51-м штатом США. Это точно лучше, чем быть -надцатым федеральным округом России. Надо думать смелее, как говорят в инвесткомпаниях, out-of-the-box. Главное, не просить слишком высокую цену. А то получится так, как с ЕС. И не забывать, что по многим параметрам Украина является номером один. Первое место в мире по детскому алкоголизму. №1 в СНГ по падению промпроизводства. Лидерство по количеству больных СПИДом в Европе. В тройке мировых лидеров по количеству больных туберкулезом. №2 по объемам пиратства интеллектуальной собственности. И т. д. Предыдущий менеджмент оставил ту еще страну.

Все же надеюсь, что новый президент будет достаточно компетентным в M&A, чтобы и в ЕС войти, и с Россией сблизиться, и сделать жизнь в этой стране лучше.