Рекордно быстро принятый бюджет Украины признали слишком оптимистичным

Какие «сюрпризы» таит в себе бюджет Украины 2010 года, разбирались эксперты «ДЕЛА»

Анастасия ГОЛОВАЧ

аналитик компании «Ренессанс Капитал Украина»

Принятый во вторник Закон «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» отличается от проекта, представленного прежним правительством в сентябре прошлого года, преимущественно в части макроэкономических прогнозов, которые сейчас нам представляются более близкими к реальности. Предполагается, что номинальный объем ВВП составит 1 083 млрд. грн. (против 1 178 млрд. грн. в прежнем проекте), а инфляция — 13,1% (ранее — 9,7%). Как следствие, доходы общего бюджета прогнозируются в размере 267,5 млрд. грн. против прежнего прогноза в 285 млрд. грн., тогда как расходы остались неизменными — на уровне 323,6 млрд. грн.

Таким образом, по оценкам правительства, ожидается дефицит бюджета в 57,8 млрд. грн. (или 5,3% ВВП), что соответствует условиям МВФ. Мы считаем высокой вероятность получения Украиной нового кредита МВФ, хотя прогнозы правительства в части бюджетных доходов нам представляются излишне оптимистическими.

Оптимистичные доходы

Хотя новое правительство и понизило прогнозную оценку доходной части бюджета, она все еще представляется нам слишком оптимистической на фоне доходов 2009-го и января-февраля 2010 года.

При ожидаемом росте реального ВВП на 3,7% и инфляции в 13,1% увеличение налоговых доходов на 36%, по нашему мнению, может быть достигнуто только при условии улучшений в сфере администрирования и собираемости налогов.

26 апреля в парламент был направлен законопроект, предполагающий ужесточение норм налогового администрирования. В случае его принятия ожидается увеличение доходов от налога на прибыль предприятий и НДС примерно на 11 млрд. грн. Однако прежнее правительство сделало все возможное для осуществления досрочного сбора налогов и по сути прекратило возвращать НДС по экспортным операциям, а значит, наращивание доходов от налога на прибыль предприятий и НДС может оказаться весьма непростой задачей. Учитывая прошлогоднюю динамику поступлений НДС, высок риск того, что фактические доходы вновь окажутся меньше запланированных, это обусловит более значительный дефицит бюджета.

Повышенные пенсии и соцстандарты

Запланированные на 2010 год расходы на 33,5% (или более чем на 80 млрд. грн.) превышают прошлогодние. В частности правительство предполагает направить 21,8 млрд. грн. на повышение минимального уровня оплаты труда. Соответствующее решение было принято в ноябре 2009 года и тогда не приветствовалось МВФ. Однако, как заявляет вице-премьер Сергей Тигипко, только что вернувшийся с совещания с МВФ и Всемирным банком, МВФ не станет препятствовать увеличению расходов на соцсферу, если правительство удержит дефицит в согласованных рамках.

В 2009-м дефицит Пенсионного фонда превысил 16 млрд. грн. и финансировался за счет заимствований со счетов Государственного казначейства. Новым бюджетом предусматривается дефицит в 29,5 млрд. грн., что нам представляется близкой к реальности суммой. Правительство планирует перевести в Пенсионный фонд из госбюджета 67,8 млрд. грн., что более чем на 50% превышает трансферты 2009-го.

Кабмину необходимы еще 110 млрд. грн.

Помимо дефицита бюджета, финансовые потребности правительства в этом году включают выплаты по государственному долгу (23,8 млрд. грн.) и рекапитализацию банков (около 30 млрд. грн.). Таким образом, ему необходимо найти средства в объеме свыше 110 млрд. грн. Согласно принятому бюджету, Министерство финансов займет около 100 млрд. грн., тогда как остальная сумма (10 млрд. грн.) должна быть покрыта за счет поступлений от приватизации. За рубежом Министерство финансов рассчитывает привлечь $4,3 млрд. (34,1 млрд. грн.), что включает кредит МВФ на $2,0 млрд., размещение новых еврооблигаций на $1,3 млрд., кредит Всемирного банка на $0,5 млрд. и кредиты в рамках проектного финансирования на $0,5 млрд.

Обычных ОВГЗ больше  не будет

Более 66 млрд. грн. должны обеспечить заимствования на внутреннем рынке. Указанная сумма включает увеличение уставного капитала банков за счет внесения государственных долговых обязательств на 30 млрд. грн., которые не размещались на рынке, а приобретались НБУ. Таким образом, суммарный объем «рыночного» предложения ОВГЗ в 2010 году ожидается в размере около 36 млрд. грн. С начала года Министерство финансов уже  получило порядка 16 млрд. грн. за счет продажи ОВГЗ. Насколько мы понимаем, недостающая сумма (20 млрд. грн.) будет привлекаться за счет целевых выпусков ОВГЗ для исполнения государственных обязательств по возврату НДС. Такое предположение, как представляется, соответствует заявлению господина Тигипко о том, что Министерство финансов может в текущем году ограничить дальнейшее предложение ОВГЗ на рынке только так называемыми НДС-облигациями и будет прибегать к обычному размещению государственных бумаг лишь в случае возникновения дополнительных потребностей. Принимая во внимание планы Министерства финансов по постепенному размещению НДС-облигаций и ограничению предложения обычных ОВГЗ на первичном рынке, вероятнее всего, роста доходности ОВГЗ (ранее ожидавшегося в связи с увеличением объема размещения) удастся избежать. 

Потребности правительства и источники его финансирования  в 2010 г., млрд грн.

Итого потребности в финансировании

111,60

Дефицит бюджета

57,80

Погашение государственного долга

23,80

Внутренний долг

17,10

Внешний долг

6,70

Рекапитализация банков

30,00

Источники средств

112,00

Заимствования

100,30

Внутренние

66,20

Внешние, в том числе:

26,40

Еврооблигации

10,40

Кредит МВФ

16

Доходы от приватизации

10,00

Остаток на едином счете Госказначейства на начало года

1,70