Мнение: Деньги на огненной воде

В Украине потребляется 12 литров алкоголя на душу населения. Подразумевается 100%-ный спирт, который мы потребляем в виде различной алкогольной продукции

столько потребляют в довольно пьющих странах Западной Европы. Правда, в любви к «зеленому змію» мы уступает россиянам. Среднестатистический житель России за год потребляет в среднем 18 литров алкогольной продукции в пересчете на чистый спирт. Это один из самых высоких показателей в мире.

Большую часть алкоголя украинцы потребляют в виде водки. То есть, как бы парадоксально это ни звучало, в нашей стране это товар первой необходимости. Не можем мы без него обойтись. Причем, как показал последний год, литраж выпитого не снижается даже в кризис. Структура рынка меняется, объем потребления — нет.

И хотя производители алкогольной продукции заявляют о снижении прибылей, все же эта отрасль относится к тем, которые в меньшей степени пострадали от кризиса. Во всяком случае рентабельность производства этой продукции положительная.

Это понимают и бизнес, который даже в трудные времена инвестирует в развитие брендов, и государство, которое регулирует рынок алкоголя и облагает отрасль налогами и сборами. Алкогольная продукция обеспечивает достаточно солидные поступления в казну. От одних только акцизов на ликеро-водочную продукцию за январь-сентябрь привлечено 2,86 млрд. грн. (годом ранее было на 300 млн. грн. меньше). Напомним, с июля этого года акцизы на водку были повышены с 21,5 грн. до 34 грн. за литр в эквиваленте 100%-ного спирта.

Однако акцизной политикой регулирование этого рынка не ограничивается. В Украине действует система лицензирования оптовой и розничной торговли такой продукцией. Причем к точкам розничной торговли предъявляются достаточно жесткие требования. Разумеется, речь идет о легальной торговле. Кроме того, примерно год применяется механизм регулирования минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольную продукцию отечественного производства. Для каждого вида продукта (водка, коньяк и некоторые другие крепкие напитки) устанавливается минимальная цена (также с привязкой к содержанию спирта). До 20 октября включительно стоимость пол-литровой бутылки 40-градусной водки в рознице должна была быть не ниже 14 грн., после указанной даты планка поднимается до уровня 18 грн. ( «ДЕЛО» №153 от 24.09.09 г.)

Понятно, что такие меры направлены прежде всего на пополнение доходной части бюджета. Однако есть мнение: чем выше акцизы, тем больше стимулов для ухода рынка в тень. Причем расти теневой оборот может как за счет фальсификата из подпольных цехов или самогоноварения, так и за счет выпуска неучтенной продукции в обход уплаты налогов на заводах, имеющих лицензии.

Например, совсем недавно налоговая полиция отрапортовала об изъятии из оборота 7,5 тыс. бутылок фальсифицированной водки с фальшивыми акцизными марками. Как сообщает пресс-служба ГНАУ, нелегальная продукция производилось на ликеро-водочном заводе в Днепропетровской области. Помимо фальсификата, на предприятии выявлено 40 тыс. поддельных акцизных марок. Линия, где производился разлив неучтенки, заводу не принадлежит. Компания-владелец производственных мощностей не имеет лицензии на изготовление алкогольных напитков, но занимается таким производством на территории завода, руководству которого хорошо известно о правилах игры на алкогольном рынке.

К тому же известные компании вносят свой вклад в борьбу с контрафактом. Чем дороже продукция, тем оригинальнее бутылка. Тем сложнее ее подделать. Кстати, крупные алкогольные компании уверяют: они совсем не против идеи повышения акцизов. Но у них есть два замечания. Первое — заблаговременно уведомлять о планируемых изменениях, чтобы спланировать свою деятельность. И второе — не допустить роста теневого рынка.

Читайте также:

Крупнейшие водочные компании Украины

Украинская водка в «Клубе миллионеров»

Испытание акцизами и ценами выдержат не все водочники

«Союз-Виктан» рассорил акционеров