Мнение: Кризис необходим для периодических коррекций в отраслях, растущих слишком бурно

Компании, которые встретили кризис без долгов, имели сильную торговую марку и грамотную структуру управления, сумели пережить тяжелые времена с минимальными потерями

Украине предстоит еще не менее месяца существовать в условиях политической неопределенности. Не-смотря на это, инвесторы, до сих пор стойко выжидавшие прояснения ситуации на обочине украинского фондового рынка, похоже, начинают терять терпение.

Сделка по продаже «ИСД», хотя и была объявлена во время затяжных рождественских каникул, стала катализатором интереса к украинскому фондовому рынку в целом. Многие инвесторы, планировавшие купить ценные бумаги ближе к развязке выборов, решились войти на рынок, не дожидаясь даже первого тура. В результате за первые шесть торговых дней нового года фондовый индекс Украинской биржи вырос почти на 12%, а отдельные эмитенты из индексной корзины подорожали почти на 60%.

Эти события наглядно подтверждают, что интерес к украинскому рынку есть. Инвесторы ищут надежную основу и стремятся сделать ставку на проверенных эмитентов и партнеров. В данной ситуации в наилучшем положении находятся компании, которые выстояли в тяжелые кризисные времена и получили отличные шансы упрочить позиции на своих ключевых рынках.

Как показало время, лучше других для этого были подготовлены компании, сумевшие войти в кризис без долгов, имеющие сильную торговую марку и грамотную структуру управления.

Одним из примеров можно считать алкогольный холдинг Nemiroff. В основу успешной стратегии менеджментом компании были поставлены технологичность процессов, внедрение лучших мировых практик ведения бизнеса, включая подготовку аудированной отчетности по международным стандартам. Руководство холдинга реструктуризировало разрозненную группу компаний в единую структуру, провело оптимизацию расходов и усилило кадровый состав. В результате компании удалось не только не потерять свои позиции в кризисное время, но и на 10% увеличить реализацию продукции в натуральном выражении в 2009 году.

Компания подстраховала себя от резких колебаний спроса на украинском рынке, развивая свой бренд на международном уровне. Холдинг ориентируется на три крупнейших мировых рынка водки — Россию, Украину и Польшу, причем является лидирующим иностранным водочным брендом на рынке Российской Федерации. В целом компания экспортирует больше половины своей продукции, продавая ее в 55 странах мира.

Таким образом, резкое удешевление гривни позволило группе ощутимо снизить затраты и повысить прибыльность производства. В 2009 году Nemiroff получил официальное международное признание, заняв 3-е место среди крупнейших международных водочных брендов в рейтинге Millionaires Club 2009 по версии авторитетного издания Drinks International.

В качестве еще одного примера можно вспомнить лидеров рынка сетей бытовой техники. Кризис тяжело ударил по этому сектору, и у большинства операторов доходы снизились на 50-60%. Некоторые крупные игроки были вынуждены покинуть рынок, другие находятся на грани банкротства. Однако есть и такие, кто смог использовать кризис для усиления своих позиций. К примеру, Comfy вышел из 2009 года на полноценном втором месте и смог освоиться в Киеве, новом для компании и самом конкурентном рынке в Украине. Такого результата менеджменту удалось достичь, подготовившись к кризису заранее (компания чистила портфель магазинов с 2008 года, оптимизировала продажи на квадратный метр, работала над структурой оборотного капитала и т.д.).

К концу прошлого года уже практически все операторы стали активно работать над оптимизацией бизнес-процессов, однако начинать необходимо было раньше.

Компании, которые сумели противостоять финансовому кризису, получат возможность увеличить свою долю рынка за счет органического развития или покупки подешевевших активов у конкурентов, которые справились с кризисом менее успешно.

Кризисные периоды, безусловно, крайне болезненно влияют на рядовых потребителей. Однако подобные экономические спады не только неизбежны, но и необходимы для периодических коррекций в отраслях, растущих слишком бурно, и, в конечном итоге,  для оздоровления экономики.

Благодаря взвешенной стратегии по управлению капиталом и грамотным практикам управления компании могут использовать кризис, чтобы стать сильнее.

управляющий директор «Драгон Капитал»