Мнение: Кто из чиновников должен ездить на служебных машинах?

На прошлой неделе президент Виктор Янукович заявил о необходимости сокращения парка служебных автомобилей. «Ни в одной стране мира нет такого, чтобы каждый «вшивый» чиновник ездил на государственном автомобиле с водителем», — отметил Янукович

Депутаты от разных политсил поддерживают главу государства. Однако боятся, что будет как всегда: «в процессе сокращения» количество автомобилей только вырастет.


Василий ГРИЦАК

народный депутат от Партии регионов

Такое действие президента оцениваю на «пять» по пятибалльной шкале. Ведь за последние пять лет чиновники потеряли совесть. Например, в МВД количество чиновников в центральном аппарате увеличилось в 2,5 раза.

А количество автомобилей для них — минимум в 3 раза. Автомобили, предназначенные для экстренных служб (управление по борьбе с организованной преступностью или спецподразделение «Беркут»), отдали чиновникам. Когда я пришел в МВД в 2001 году, там было 7,5 тыс. автомобилей, а когда уходил — 12,5 тыс. И это только за 4 года. Тогда мы все эти автомобили распределили по назначению. А в 2005 году, когда пришел Луценко, 148 автомобилей МВД было отдано чиновникам областных и районных администраций. Нам за них так и не выдали никаких «отступных».

В последние годы чиновники вообще обнаглели и охамели. Сейчас, когда чиновник находится на работе, его служебным автомобилем с водителем пользуется жена и дети. Чиновник должен приезжать в центральный аппарат и работать, а не разъезжать на служебном авто целый день, непонятно куда. Необходимо упразднить пользование дорогими автомобилями. К примеру, если взять Volkswagen Passat, то за полгода только на его обслуживание нужно потратить около 50 тыс. грн. И это без заработной платы водителям, которых обычно двое. В целом, указание президента легко выполнить. В каждом министерстве и ведомстве есть утвержденный штат автомобилей. Его срочно нужно пересмотреть. Сейчас у нас на одного чиновника приходится по 6-7 замов, и все имеют автомобили. Оставить машины необходимо людям, которые их заслужили. Это первый заместитель министра. Причем автомобилей нужно дать два — по принципу «зима» и «лето».

Кстати, когда я был чиновником, то моя жена никогда не ездила на служебном авто. Правда, и сам я никогда не садился за руль служебной машины. Только с водителем и под его ответственность! Так как я не имею права ездить на нем сам.  


Василий БОЙЧУК

депутат  Ивано-Франковского городского совета  

Лично за себя могу сказать, что уже несколько лет пользуюсь общественным транспортом — город у нас небольшой, так что особой потребности в автомобиле нет. Хотя у нас есть автомобили и ими пользуются некоторые заместители мэра и, конечно, городской голова.

Особого регламента, кто имеет право пользоваться государственным автомобилем, нет. Но традиционно так было принято, что автомобили есть у городского головы, заместителей, секретаря совета и у начальников некоторых больших управлений с прикрепленными к ним водителями. Такой порядок вещей был принят уже давно, еще до нас. Думаю, что должен быть личный транспорт у мэра, поскольку он выполняет представительские функции, а вот заместители могли бы передвигаться собственными силами, в том числе на общественном транспорте. Должны быть дежурные машины, которыми можно пользоваться по мере необходимости. Так что в этом вопросе нынешний президент, может, и прав. И если действительно будут сделаны шаги по сокращению ненужных расходов, я буду только приветствовать такой шаг. Хотя политическая сила, которая пришла к власти, мне не близка.

Но что-то мне подсказывает, что такие заявления зачастую выливаются в прямо противоположный результат.  Когда говорят, что сокращают затраты, их наоборот готовятся увеличивать. А заявления об экономии  делают для того, чтобы уверить всех, что не тратят лишнего. Может, надо было сначала сделать, а потом говорить.

Кстати, смущает и то обстоятельство, что новое правительство сделали самым большим в Европе. Это уже о многом  свидетельствует.


Сергей МАРКОВ

депутат Госдумы от «Единой России»

В условиях полной дискредитации демократии со стороны чиновников эти действия будут только временно восприняты на «ура» населением и не смогут обеспечить расширение его политической поддержки. Как временная мера в период жестокого кризиса — это вполне применимо для сокращения госрасходов. Но как долговременно-стратегическая она долго не удержится. Минус внедрения этой системы заключается в том, что существует общее мнение, что за работу в качестве государственного лица нужно платить! Если этого нет, то государственными деятелями становятся только богатые люди, а бедные все «отрезаются». Существуют и другие модели сокращения расходов в европейских странах. Так, в Швеции, Дании и Норвегии, например, им не выделяют автомобили, но предоставляют деньги в качестве компенсации на бензин, амортизацию собственного авто. Когда мы говорим, что чиновник ничего не должен получать, тем самым мы даем ему карт-бланш на получение доходов другим образом.


Алексей ГАРАНЬ

политолог, профессор кафедры политологии НаУКМА

В этом вопросе обязательно должен быть разумный баланс. Тут определенно нельзя впадать в крайности. Часто говорят: «Давайте сокращать расходы, заработные платы». Сократим — будет больше стимулов для коррупции. В условиях системы, которая не контролируется, законов, которые не исполняются, все равно процветает коррупция. Также и с этими машинами, и другими чиновничьими благами. Все должно быть взвешено. Вот, в отношении депутатов, например, которые получают жилплощадь в Киеве за деньги налогоплательщиков. На каком, спрашивается, основании? Было бы правильно, если бы им выделяли жилье только на время работы в Киеве. Закончил работать — возвращайся в свою квартиру. Взять и отобрать машины — тоже неправильно. На чем же они тогда будут ездить? Нужно ввести ограничения на роскошь и установить  лимиты.


Анатолий СЕМИНОГА

депутат от БЮТ

Мне сложно говорить о конкретных цифрах и количестве автомобилей у чиновников. Но я уверен, что как минимум такие вещи нужно время от времени контролировать и проверять, потому что не секрет, что у чиновников со временем иногда появляется желание получить, например, автомобиль за государственный счет. Но я, тем не менее, не думаю, что эти меры будут серьезной экономией бюджета и сокращением расходов на административный аппарат. Начинать надо не с этого.

Если есть цель бороться с коррупцией и лишними затратами, нужно начинать с формирования бюджета, в том числе на региональном уровне.

И сформировать его нужно таким образом, чтобы исключить возможность злоупотреблений. Ведь если чиновник начинает приобретать за государственные средства, к примеру, автомобиль, это значит, что есть определенные проблемы в бюджете.

Не вызывает сомнения, что нашим гражданам такое понравится, поскольку в обществе сформировано негативное отношение к чиновнику. Не исключаю, что борьба с сокращением административных расходов и экономия бюджета выльются в совершенно противоположный результат — увеличение парка автомобилей.