- Категория
- Эксперты
- Дата публикации
Мнение: Кто из чиновников должен ездить на служебных машинах?
Депутаты от разных политсил поддерживают главу государства. Однако боятся, что будет как всегда: «в процессе сокращения» количество автомобилей только вырастет.
Василий ГРИЦАК
народный депутат от Партии регионов
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaТакое действие президента оцениваю на «пять» по пятибалльной шкале. Ведь за последние пять лет чиновники потеряли совесть. Например, в МВД количество чиновников в центральном аппарате увеличилось в 2,5 раза.
А количество автомобилей для них — минимум в 3 раза. Автомобили, предназначенные для экстренных служб (управление по борьбе с организованной преступностью или спецподразделение «Беркут»), отдали чиновникам. Когда я пришел в МВД в 2001 году, там было 7,5 тыс. автомобилей, а когда уходил — 12,5 тыс. И это только за 4 года. Тогда мы все эти автомобили распределили по назначению. А в 2005 году, когда пришел Луценко, 148 автомобилей МВД было отдано чиновникам областных и районных администраций. Нам за них так и не выдали никаких «отступных».
В последние годы чиновники вообще обнаглели и охамели. Сейчас, когда чиновник находится на работе, его служебным автомобилем с водителем пользуется жена и дети. Чиновник должен приезжать в центральный аппарат и работать, а не разъезжать на служебном авто целый день, непонятно куда. Необходимо упразднить пользование дорогими автомобилями. К примеру, если взять Volkswagen Passat, то за полгода только на его обслуживание нужно потратить около 50 тыс. грн. И это без заработной платы водителям, которых обычно двое. В целом, указание президента легко выполнить. В каждом министерстве и ведомстве есть утвержденный штат автомобилей. Его срочно нужно пересмотреть. Сейчас у нас на одного чиновника приходится по 6-7 замов, и все имеют автомобили. Оставить машины необходимо людям, которые их заслужили. Это первый заместитель министра. Причем автомобилей нужно дать два — по принципу «зима» и «лето».
Кстати, когда я был чиновником, то моя жена никогда не ездила на служебном авто. Правда, и сам я никогда не садился за руль служебной машины. Только с водителем и под его ответственность! Так как я не имею права ездить на нем сам.
Василий БОЙЧУК
депутат Ивано-Франковского городского совета
Лично за себя могу сказать, что уже несколько лет пользуюсь общественным транспортом — город у нас небольшой, так что особой потребности в автомобиле нет. Хотя у нас есть автомобили и ими пользуются некоторые заместители мэра и, конечно, городской голова.
Особого регламента, кто имеет право пользоваться государственным автомобилем, нет. Но традиционно так было принято, что автомобили есть у городского головы, заместителей, секретаря совета и у начальников некоторых больших управлений с прикрепленными к ним водителями. Такой порядок вещей был принят уже давно, еще до нас. Думаю, что должен быть личный транспорт у мэра, поскольку он выполняет представительские функции, а вот заместители могли бы передвигаться собственными силами, в том числе на общественном транспорте. Должны быть дежурные машины, которыми можно пользоваться по мере необходимости. Так что в этом вопросе нынешний президент, может, и прав. И если действительно будут сделаны шаги по сокращению ненужных расходов, я буду только приветствовать такой шаг. Хотя политическая сила, которая пришла к власти, мне не близка.
Но что-то мне подсказывает, что такие заявления зачастую выливаются в прямо противоположный результат. Когда говорят, что сокращают затраты, их наоборот готовятся увеличивать. А заявления об экономии делают для того, чтобы уверить всех, что не тратят лишнего. Может, надо было сначала сделать, а потом говорить.
Кстати, смущает и то обстоятельство, что новое правительство сделали самым большим в Европе. Это уже о многом свидетельствует.
Сергей МАРКОВ
депутат Госдумы от «Единой России»
В условиях полной дискредитации демократии со стороны чиновников эти действия будут только временно восприняты на «ура» населением и не смогут обеспечить расширение его политической поддержки. Как временная мера в период жестокого кризиса — это вполне применимо для сокращения госрасходов. Но как долговременно-стратегическая она долго не удержится. Минус внедрения этой системы заключается в том, что существует общее мнение, что за работу в качестве государственного лица нужно платить! Если этого нет, то государственными деятелями становятся только богатые люди, а бедные все «отрезаются». Существуют и другие модели сокращения расходов в европейских странах. Так, в Швеции, Дании и Норвегии, например, им не выделяют автомобили, но предоставляют деньги в качестве компенсации на бензин, амортизацию собственного авто. Когда мы говорим, что чиновник ничего не должен получать, тем самым мы даем ему карт-бланш на получение доходов другим образом.
Алексей ГАРАНЬ
политолог, профессор кафедры политологии НаУКМА
В этом вопросе обязательно должен быть разумный баланс. Тут определенно нельзя впадать в крайности. Часто говорят: «Давайте сокращать расходы, заработные платы». Сократим — будет больше стимулов для коррупции. В условиях системы, которая не контролируется, законов, которые не исполняются, все равно процветает коррупция. Также и с этими машинами, и другими чиновничьими благами. Все должно быть взвешено. Вот, в отношении депутатов, например, которые получают жилплощадь в Киеве за деньги налогоплательщиков. На каком, спрашивается, основании? Было бы правильно, если бы им выделяли жилье только на время работы в Киеве. Закончил работать — возвращайся в свою квартиру. Взять и отобрать машины — тоже неправильно. На чем же они тогда будут ездить? Нужно ввести ограничения на роскошь и установить лимиты.
Анатолий СЕМИНОГА
депутат от БЮТ
Мне сложно говорить о конкретных цифрах и количестве автомобилей у чиновников. Но я уверен, что как минимум такие вещи нужно время от времени контролировать и проверять, потому что не секрет, что у чиновников со временем иногда появляется желание получить, например, автомобиль за государственный счет. Но я, тем не менее, не думаю, что эти меры будут серьезной экономией бюджета и сокращением расходов на административный аппарат. Начинать надо не с этого.
Если есть цель бороться с коррупцией и лишними затратами, нужно начинать с формирования бюджета, в том числе на региональном уровне.
И сформировать его нужно таким образом, чтобы исключить возможность злоупотреблений. Ведь если чиновник начинает приобретать за государственные средства, к примеру, автомобиль, это значит, что есть определенные проблемы в бюджете.
Не вызывает сомнения, что нашим гражданам такое понравится, поскольку в обществе сформировано негативное отношение к чиновнику. Не исключаю, что борьба с сокращением административных расходов и экономия бюджета выльются в совершенно противоположный результат — увеличение парка автомобилей.