Напишет ли команда Януковича экономическую программу за 60 дней?

После месяца работы президент Янукович решил взять еще 60 дней на разработку экономической программы. "ДЕЛО" опросило экспертов: значит ли это, что у президента не оказалось серьезных планов по реформированию экономики и что можно сделать за 60 дней

Пусть возьмут наши наработки

Хорхе ЗУКОСКИ

президент Американской торговой палаты

Срок для создания программы экономических реформ для Украины адекватен по одной простой причине — программы уже давно созданы. В Украине существует ряд общественных организаций, включая Американскую Торговую Палату, которые давно разработали стратегии реформирования украинской экономики. Кроме того, огромная работа была проведена в прошлом году Советом Инвесторов при Кабинете Министров, когда под руководством Сергея Тигипко с привлечением лучших экспертов из украинского бизнеса и международных организаций был разработан пакет из 27 законопроектов, принятие которых решило бы многие экономические проблемы Украины. Что касается международного опыта написания программ экономических реформ, то сроки их создания очень различны, но как правило, это программа той или иной политической силы, находящейся при власти, которая прошла широкое общественное обсуждение.

Мы уверены, что украинские специалисты и государственные деятели смогут подготовить и провести программу самостоятельно. Основной же аспект международного опыта, на который я хотел бы обратить внимание, это тот факт, что такие программы не должны разрабатываться государством в закрытом режиме. Обязательно необходимо привлекать экспертное сообщество, бизнес, для улучшения деятельности которого, собственно, программа и пишется. Должно быть понимание необходимости реального «партнерства» между властью, экспертами и инвесторами в стране для успеха реформ. При этом условии программа получится действительно применимой и эффективной. В конкретном случае Украины мы могли бы рекомендовать сосредоточиться на следующих приоритетных направлениях: дерегуляция и упрощение разрешительных процедур, оптимизация  и упрощение администрирования налогов. Реформы этих направлений обеспечат незамедлительный экономический эффект.

Парадокс Украины: сначала выбираем президента, потом пишем ему программу

Сергей ТЕРЕХИН

экс-министр экономики, народный депутат от БЮТа

Ранее я справишивал у представителей Партии регионов, которые тогда находились в оппозиции, где их программа социально-экономического развития и просил показать ее. То, что вчера поручено сделать нечто за два месяца, подтверждает, что тогда это были пустые слова, то есть такой программы не было. С комитетом по экономическим реформам произошла анекдотическая ситуация. Во время его создания в прессе проходила информация со ссылкой на представителей Партии регионов о том, что эта сила собирается гармонично работать с парламентом. Поэтому в этот комитет нужно включить всех людей, которые занимают в парламенте должности социально-экономического направления. В итоге всех представителей экономического комитета парламента в этот комитет по реформам не включили. Ну, хорошо, подождем 60 дней и посмотрим, что будет. Хотя на стадии предвыборной кампании г-н Янукович говорил, что сразу после его прихода к власти начнут реализовываться некие системные программы. Оказалось, что их нет. У нас страна полна парадоксов. Когда голосуют за правительство, сначала голосуют за имя, а потом за конкретную программу. И тут же, если проголосована программа, то правительство уже нельзя уволить. Но ведь это нелогично. Было бы правильно, если бы кандидат на пост главы правительства представил свою программу перед голосованием за себя. В воскресенье во Франции Саркози проиграл выборы в местные органы власти. Почему проиграл? Потому что избиратели оценивали не личные качества Саркози и его супруги, а те обещания, которые давались правящей партией и оппозиционной. Оппозиционные набрали больше голосов. В пятницу было голосование в конгрессе США по поводу инициативы Обамы по расширению социального охвата американцев. Обама провел эту программу, и немедленно все ожидания по суверенным обязательствам Соединенных Штатов выросли.  В отличие от Украины другие страны соревнуются идеями и перспективами на будущее.

Кто ответит за реформы

Александр ПАСХАВЕР

кандидат экономических наук, член-корреспондент Академии технологических наук, директор Центра экономического развития

Существует большое количество документов, например мировых банков, которые говорят, что нужно делать в вопросе реформ в первую очередь. Ну конечно, новая власть имеет право на то, чтобы самой разобраться в этом вопросе. И два месяца — это вполне достаточный срок для этого. Кроме того, наработан большой объем конкретных документов, которые определяют направления реформ. Вопрос заключается скорее не в этом, а в том, чтобы приступить к действиям. А для этого необходимо создать организационную структуру по каждой крупной реформе, назначить ответственных и обеспечить финансирование. То есть необходимы не столько программы, сколько четкие планы —  что делать, когда и в каком порядке. Если американский конгресс принял программу реформы здравоохранения, то он одновременно профинансировал изменения на 10 лет вперед. Если же принимается решение о проведении реформы и оно не финансируется, не назначаются персонально ответственные лица, то можно говорить, что это несерьезное отношение к реформам. Кроме того, необходимо учесть совместимость реформ. Пенсионная реформа опасна в том виде, в котором она предлагается, — накопительном. Так как в стране не просто высокий уровень инфляции, а очень колеблются цены. Это просто может разорить людей. Невозможно повысить цены на газ, одновременно не решив вопрос дотаций малообеспеченным. И таких вопросов очень много.

Предстоит колоссальная работа

Алексей ПЛОТНИКОВ

профессор, доктор экономических наук, народный депутат от Партии регионов

Одно дело — это предвыборная программа, другое — программа, которая позволяет реализовать реформы. Это, в принципе, вещи разные. Потому что для осуществления реформ нужно законодательное обеспечение, прописанные конкретные шаги министерств и ведомств. А в предвыборной программе прописаны скорее идеи, которые нужно воплощать. А здесь речь идет о конкретном механизме воплощения этих идей. Поэтому в ней должны быть прописаны перечень нормативных актов, которые необходимо принять, а также соответствующие макропоказатели. То, что для подготовки требуется два месяца, — это минимум. Нужно было дать больше времени. Ведь нужно все то, что было на уровне идей, теперь проработать на уровне механизмов воплощения.

Программа на весь срок президентства

Валерий ГЕЕЦ

доктор экономических наук, профессор, академик НАНУ, директор Института экономики и прогнозирования

Сегодня создаются бюджет и программа экономического развития на 2010 год. Это то, за что отвечает правительство. Что касается среднесрочной перспективы, она требует не только идеологической проработки, что обычно делается в партийных программах, но и решения целого ряда противоречивых вопросов, проработки приоритетов, позиционирования страны в глобальном контексте. 60 дней — это тот срок, за который нужно осуществить все это. Так как через два месяца начинается подготовка к бюджету-2011, куда уже нужно закладывать новые решения, которые должны будут в корне отличаться от необходимых для выполнения бюджета этого года. Я думаю, что в этот срок реально уложиться, потому как наработки отдельных экспертных групп уже есть. Обычно подобная программа делается на весь срок полномочий президента. В ней должны быть определены сроки принятия определенных мер, полномочия, ответственность. Она должна быть реализована в виде дорожной карты. Учитывая, что она в Украине никогда не делалась, сегодня я бы не взялся прогнозировать, насколько детализированной она будет. Сегодня слишком много неопределенности в глобальных экономических вопросах. Хотя в области инноваций, элементов промышленной политики, реструктуризации банковской системы, инфраструктурных перспектив все достаточно однозначно для принятия конкретных планов. И это необходимо делать.

Оторванная от бюджета программа ничего не стоит

Виктор Пинзеник

экс-министр финансов

Очевидно, у новой команды не было конкретных наработок по проведению реформ. Но проблема в другом. Насколько я слышал, 11 апреля бюджет пообещали подать в парламент. А это ключевой элемент реформ. Это самый важный документ, который определяет текущий и следующий год. И если бюджет подготовлен, в нем будут зафиксированы все действия, которые будут сделаны или должны быть сделаны. А что тогда будет означать программа? На самом деле она должна делаться вместе с бюджетом. Потому что тогда он будет реальным. Но если на создание программы дается 60 дней, она будет оторвана от бюджета. Поэтому даже если эта программа будет очень хорошей, она не будет ничего стоить. Так как она может появиться не ранее 22 мая.

Что обещал избирателям кандидат в президенты Виктор Янукович


- $50 млрд. прямых иностранных инвестиций до 2014 года
- Налоговые каникулы для малого бизнеса на 5 лет
- Снижение НДС до 17% с 2011 года
- Постепенное снижение налога на прибыль до 16% к 2014 году
- Выплата при рождении первого ребенка – 25 тыс. грн., второго- 50 тыс., третьего и последующих – 100 тыс. грн
- Ежемесячные выплаты на каждого ребенка от 3 до 13 лет – 250 грн., с 13 до 18 лет – 500 грн
- Отказ от обязательного тестирования при поступлении в вузы
- В государственных вузах - 75% бюджетных мест


Доступное жилье
- Госзаказ - 1 млн. квартир за 10 лет
- Ипотечное кредитование под 7% годовых


Здравоохранение
- 10% ВВП – на медицину


Армия
Контрактная армия с 2011 года