Новый закон о госзакупках не избежал просчетов

Закон о госзакупках оставляет без ответов множество вопросов, он все же предусматривает ряд позитивных новелл, считает Назар Чернявский , партнер ЮФ «Саенко Харенко»

Вступил в силу новый Закон Украины «О совершении государственных закупок» (далее — «Закон о госзакупках»). С момента отмены Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственный счет» в марте 2008 года украинская система государственных закупок регулировалась положением «О закупке товаров, работ и услуг за государственный счет», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 года (далее — Положение). Однако Положение не привнесло существенных изменений в процедуру госзакупок, а лишь обнажило широкие возможности применения коррупционных схем при осуществлении госзакупок, что еще больше отдалило украинское законодательство в этой сфере от международных стандартов.

Хотя  закон о госзакупках оставляет без ответов еще множество вопросов, он все же предусматривает ряд позитивных новелл, включая разделение функций регулирования и контроля в сфере госзакупок; положения, исключающие дискриминацию иностранных участников торгов; процедуру осуществления электронных госзакупок; открытый доступ к информации о госзакупках и другие.

К наиболее важным требованиям нового закона о госзакупках, которые следует учитывать потенциальным участникам торгов во время проведения процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственный счет, следует отнести следущее:

— процедура госзакупок проводится посредством открытых торгов, двухуровневых торгов, квалифицированного предложения, предварительного оценивания участника торгов и закупки у одного участника: общая стоимость контракта, подпадающего под действие положений закона о госзакупках, остается неизменной: 100 тыс. грн. при закупке товаров и/или услуг, и 300 тыс. грн. при закупке работ;

— условия контрактов на закупку товаров, услуг и работ за государственный счет, заключенные с нарушением требований закона о госзакупках, являются ничтожными;

—  сговор между участниками торгов считается достаточным основанием для отклонения предложения конкурсных торгов или отмены торгов;

—  процедура закупки ряда отдельных товаров, работ и услуг, включая услуги международных финансовых учреждений (например, предоставление кредитов международными банками), является предметом регулирования отдельных законов, принятие которых ожидается;

—  закупка товаров, работ и услуг за средства международных кредитно-валютных организаций (МБРР, МФК, МАГИ, ЕБРР, ЕИБ и т.д.) будет проводиться в соответствии с правилами и процедурами, установленными соответствующими организациями, или в случае отсутствия последних — в соответствии с законом о госзакупках.

Сродни предыдущим украинским нормативным актам, регулирующим процедуру госзакупок, новый закон о госзакупках содержит ряд просчетов и возможностей для злоупотреблений. В связи с этим каждый потенциальный участник торгов должен серьезно подготовиться к участию в процедуре госзакупок, чтобы технические упущения закона не смогли быть использованы для признания контракта недействительным. Ввиду значительного опыта сопровождения крупнейших и сложнейших проектов в государственном секторе юристы нашей фирмы регулярно предоставляют комплексные юридические консультации по вопросам, связанным с закупкой товаров, работ и услуг за государственный счет.