Мнение: Процедура банкротства напоминает форму приватизации активов

Финансовый кризис привел к банкротству многих отечественных компаний. Однако по статистике количество возбужденных дел о банкротстве в украинских судах сократилось в 2009 году на 30%

Андрей ШВЫДКИН

судья Харьковского областного хозяйственного суда


Надлежащая защита кредиторов и инвесторов, а также  гарантии их прав, это одно из главных условий для привлечения финансовых ресурсов в страну. Инвесторы должны понимать, что, в крайнем случае, система позволит им быстро вернуть неэффективно используемые активы. Украинское законодательство о банкротстве давно перестало отвечать этим требованиям.

Действующий закон был принят 10 лет назад под давлением МВФ, в спешке, что исключило возможность его тщательной проработки. Несовершенство закона повлекло за собой необходимость постоянного внесения поправок и дополнений, но какой смысл подпирать бревнами стены дома, у которого хлипкий фундамент? Многие вопросы остались неурегулированными и отданы «на откуп» хозяйственным судам, которые занимают разные позиции по одному и тому же вопросу, давая возможность судьям и чиновникам самостоятельно трактовать положения закона, что только усугубляет ситуацию и открывает широкие «просторы» для злоупотреблений и коррупции.

Все вышеизложенное давно известно, так как все недоработки действующего закона вскрылись за первые 3-4 года его применения на практике, но исправлять ситуацию наши законодатели не торопились. Причина очевидна — очень часто недостатки законодательства о банкротстве в Украине используются для получения контроля над активами должника, осуществления рейдерских захватов, а также для уклонения от уплаты налогов и исполнения обязательств перед кредиторами. Об этом прямо заявляют многие игроки рынка, которые называют действующую процедуру банкротства формой приватизации активов. Оценка международных организаций также неутешительна — в рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2010» Украина в разделе «Прекращение деятельности» находится на 145-м месте из 183 государств.

О неэффективности существующей процедуры банкротства свидетельствуют следующие цифры: только 9% дел о банкротстве в Украине заканчивается восстановлением платежеспособности по сравнению с почти 60-85% в развитых государствах; лишь 9% требований кредиторов удается возместить в Украине по сравнению с 31% в государствах Восточной Европы и Средней Азии. В то же время в Украине  на сопровождение процедуры банкротства уходит около 42% от общей стоимости бизнеса, в то время как в большинстве стран на это уходит не более 13%.

В текущей ситуации необходимость усовершенствования законодательства о банкротстве стала объективной и неотложной. В 2009 году количество участников рынка, осознающих необходимость изменений, достигло критической массы, что привело к первым позитивным сдвигам. Так,  фонд «Эффективное управление» в сотрудничестве с депутатами комитета Верховной Рады по экономической политике собрал экспертную рабочую группу для разработки нового закона о банкротстве. Юристы, судьи, арбитражные управляющие, чиновники, представители неправительственных и международных организаций, которые вошли в состав данной рабочей группы, на протяжении года анализировали существующие проблемы по каждой процедуре действующего закона и учитывали их при составлении нового законопроекта.

Итогом их работы стал совершенно новый законопроект, основная задача которого — ускорить процедуру банкротства и повысить ее «прозрачность», минимизировать возможности для злоупотреблений, устранить пробелы и противоречия в законодательстве о банкротстве, и таким образом, привести процедуру восстановления платежеспособности в Украине до уровня лучших мировых практик. В том числе новый закон предлагает изменить систему регулирования деятельности арбитражных управляющих с помощью создания саморегулируемых организаций.