Мнение: Вывод средств в оффшоры нужно пресекать

В 2009 г. из Украины в оффшоры было выведено 115 млрд грн, заявила премьер Юлия Тимошенко. Как с этим бороться - размышляет президент Группы государств против коррупции Совета Европы

Если премьер-министр Юлия Тимошенко назвала определенный объем средств, которые были выведены из Украины в оффшорные зоны, то это уже позитив. Так как одна из основных проблем, связанных с отмыванием денег, заключается в том, что мы не знаем точные объемы средств, которые идут в оффшоры. Самое важное в этом вопросе — собственно найти эти деньги. Если украинские власти располагают конкретной информацией по этому поводу, то они могут предпринимать определенные действия в этом направлении и вернуть деньги в казну.

На самом деле вопрос вывода средств в оффшоры — один из самых значимых в контексте и коррупции, и преступности вообще. Сегодня в мире очень хорошо известна фраза «следуй за деньгами», и все государства пытаются разбираться в том, кто перечисляет деньги, каким образом, на какие компании и зачем. Конечно, проблема в том, что криминальная ответственность за эти преступления недостаточно серьезна. Люди, которые занимаются подобными махинациями, рассматривают пребывание за решеткой как своего рода «бизнес-риск». Они уверены: когда выйдут на свободу, снова буду очень состоятельными.

Законодательство Украины вполне позволяет эффективно бороться с подобными преступлениями. Просто необходимо, чтобы правоохранительные структуры более активно сотрудничали со своими коллегами из оффшорных государств, для того чтобы не только получать деньги обратно, но и наказывать тех, кто занимается подобными махинациями. То есть все зависит от действий милиции, Минюста и Генпрокуратуры. Также должно работать подразделение финансовой разведки, которое занимается вопросами отмывания средств. Их эффективное взаимодействие должно решать проблему. То есть сотрудники этих ведомств просто должны делать свою работу. Если смотреть на успехи по борьбе с отмыванием  средств в Европе, нужно отметить распространение новой концепции. Суть ее заключается в том, что если подозреваемый в финансовых махинациях арестован, он должен доказать, что его имущество, например, дома, машины и яхты, не получены посредством преступной деятельности. В Словении и Украине все наоборот. Государство должно доказывать, что доходы человека получены благодаря преступной деятельности. В скандинавских странах, Британии, Хорватии систему изменили, то есть доказывать должен сам подозреваемый. Это очень эффективная  практика, и я уверен, что в ближайшее время она получит распространение и во многих других странах. Она станет одной из главных в аспекте борьбы с отмыванием средств. Проблема в том, что эта концепция может противоречить традиционной системе права, в которой есть концепция презумпции невиновности. Важно понимать, что речь здесь не идет о ее нарушении. То есть это не значит, что подозреваемым придется  доказывать, что они невиновны, им просто нужно будет доказать, что их средства не получены преступным путем.

Что касается борьбы с коррупцией в целом, стоит отметить: Украина только-только начинает двигаться в этом направлении. В этом контексте крайне важно принятие Верховной Радой пакета правительственных антикоррупционных законопроектов.

Драго КОС

президент Группы государств против коррупции Совета Европы