На Западе маркировка "идентичный натуральному" запрещена, у нас — активно используется

Президент Всеукраинской общественной экологической организации "Живая планета" Светлана Берзина рассказала, на какие маркировки продуктов питания потребители должны обратить особое внимание
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Согласно информации, полученной нами от Госпотребинспекции, из 40 тыс. проверенных продуктов более 90% не соответствуют нормам украинского законодательства и отечественным стандартам. И это при том, что украинские стандарты достаточно лояльны по сравнению с европейскими или американскими. Многие из них разрабатывались еще до 1991 года.

В украинские продукты питания продолжают добавлять отдельные компоненты (консерваторы, ароматизиторы), которые запрещены в Европе, США, Австралии. При этом в составе продукта они не указываются, прячась за непонятным названием "ароматизатор, идентичный натуральному". Это своего рода "кот в мешке", ведь эти ароматизаторы могут быть как натуральные, так и синтетические. Не стоит доверять этой маркировке.

Маркировка ГМО

На украинском рынке просто невозможно найти маркировку с содержанием ГМО в продуктах питания. Постановление Кабмина об обязательной маркировке ГМО в продуктах питания у нас принято, но реального механизма, как это делать, не существует. Нет ни процедуры, ни стандартов, ни методики оценки. Особенностью нашего законодательства является то, что такой значок должен стоять даже на той продукции, которая в принципе не может содержать ГМО, как-то соль или вода.

Результатом сложившейся ситуации становится то, что производитель ставит маркировку "Без ГМО" по формальному признаку, особо не проверяя, есть ГМО в тех ингредиентах, из которых состоит конечный продукт, или нет. Производитель просто не владеет информацией о составе сырья, ведь поставщики такую информацию не предоставляют. Это касается в первую очередь производителей, которые производят многокомпонентные продукты. Логика у таких производителей следующая — я ГМО в продукцию не добавляю, а значит, его там нет.

На самом деле это не так. Как правило, источником ГМО являются такие культуры, как соя, зерно, картофель и некоторые другие. На всю Украину есть лишь шесть лабораторий, которые способны определить ГМО в продуктах питания или сырье.

Более того, у нас нет системы регистрации генномодифицированных организмов. В Украине не зарегистрировано ни одного штамма ГМО, что очень сильно усложняет и удорожает исследования.