Надо уметь находить худшее в лучшем и лучшее в худшем — куратор "Арсенале 2012"

Куратор первой киевской биеннале Дэвид Эллиотт, влиятельный игрок международного арт-рынка, рассказал о том, почему он выбрал для Arsenale 2012 тему Апокалипсиса и чем ему интересно искусство Казахстана, Узбекистана и Монголии

Во время Евро-2012 в Украине впервые состоится биеннале современного искусства. Она будет называться Arsenale 2012 и продлится с 24 мая по 31 июля. На ней будут представлены 250 работ, 100 художников.

Главной площадкой украинской биеннале станет "Мистецький Арсенал". На площади в 20 тыс. кв. м разместится основная выставка, куратором которой стал британец Дэвид Эллиотт — известный на международной арт-сцене человек.

А так же на различных арт-площадках в Киеве будут проходить специальные проекты.

Дэвид Эллиотт задал такую тему "Лучшее время. Худшее время. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве". О том, почему именно Апокалипсис, а так же о новых трендах на арт-рынке он рассказ в свой приезд в Киев.

Почему такая мрачная тема: "Апокалипсис" — это же "распад", "гибель". Означает ли, что все, что не попадает в данную тему, не попадет на выставку?

То, что вы назвали — это только один рефрен. А другим рефреном будет звучать Возрождение после Апокалипсиса.

Дело в том, что не бывает Возрождения до тех пор, пока все не доведено до критической точки.

Но что же поделать, если в жизни людей все должно стать очень плохо, прежде, чем все пойдет в гору, начнет улучшаться.

Так что, говоря о теме Arsenale 2012, мы неизбежно говорим о диалектике: Возрождение с одной стороны и Апокалипсис — с другой. И тут дело даже не в том, чтобы просто наблюдать за течением времени, смотреть сквозь время. Суть в том, чтобы уметь находить худшее в лучшем и лучшее в худшем. Только научившись видеть и понимать это, мы имеем шанс выжить на этой планете.

Куратор Arsenale 2012 Дэвид Эллиотт и Сергей Соловьев, зам. гендиретора Мистецького Арсенала

В Arsenale 2012 вы пригласите участвовать только наших современников или обратитесь и к классике в том числе?

Я считаю, что любая биеннале должна концентрироваться на современном искусстве. Хотя, действительно, случается, что некоторые кураторы обращаются к классическому искусству, таким образом пытаясь с помощью биеннале преподавать людям историю.

По-моему, в этом нет никакой необходимости: если правильно подобрать работы, то сквозь современность можно увидеть и то, что уже произошло, и то, что только произойдет в будущем.

Я совершенно не согласен с мнением, что прошлое — это другая страна. Так, в прошлом люди жили и действовали иначе, но это прошлое во многом продолжает существовать и сейчас.

Откуда в теме биеннале появилось "Лучшее время, худшее время…"?

Это строка из известнейшей "Повести о двух городах" Чарльза Диккенса. Правда там речь шла о Французской революции, но сам автор говорил, что эти строки могут касаться любого другого времени. К счастью или к сожалению, и двести лет спустя мы все еще ​​живем в лучшее и одновременно в худшее время.

Биеннале ARSENALE 2012 будет сосредоточена вокруг четырех центральных идей, которые не являются взаимоисключающими. Наоборот, накладываясь друг на друга, они становятся взаимодополняющими. Все эти разделы должны объединиться вокруг основной темы биеннале, но никак не ограничивать свободу творчества. Я уверен, что мы сможем создать нечто прекрасное. Каким ужасным это ни казалось бы на первый взгляд.

Футурологи прогнозируют всякие страшные вещи — климатическое потепление, экологические катастрофы, голод, и прочее. Насколько, по-вашему, художник, современные актуальный, должен реагировать на эти вызовы, быть погружен в эти горячие для мира темы?

Художники в любом случае реагируют на это, конечно, не все — некоторые. Найти ту грань, за которую не стоит переходить — это невероятно сложно.

Я никогда не пытался превращать в выставки творческие заявления. Для меня, выставка должна касаться искусства. Но на сегодняшний день, складывается такое впечатление, что лучшее искусство в курсе опасностей, ситуаций, в которых находится мир.

С одной стороны, мы можем сказать, что сидим на бомбе замедленного действия из-за окружающей среды. Но это не единственная опасность.

Вопрос заключается и в политической системе, где бы мы не жили. Потому, что сами политические системы действуют в течение короткого промежутка времени, пока они выбраны. Что говорят политики? Они все врут. Они говорят: мы делаем или собираемся сделать то и то, а на самом деле, они делают то, что нужно им. В состоянии ли творцы ответить на этот вызов? …

Для меня искусство интересно тем, что оно просто сморит на мир. У художников нет ни начальной точки отсчета, ни конечной. У них нет этого ложного представления, что все кратко, все проходящее. И из этого получаются откровенные вещи, хорошее искусство. И такое искусство неизбежно показывает вам такой образ мира, который очень разнится от такого, что создают для вас средства массовой информации, политики или даже в системе образования.

Украинских художников, как раз обвиняют в излишней заполитизованности. Это видно , например, по выставке "Независимые", которая прошла прошлым летом в "Арсенале" к 20-летию независимости Украины. Где та грань через которую, по вашему художник не должен переступать в своем интересе к политике?

Конечно, художники политичны. Неизбежно политика вмешивается в их творчество. Но художник сам решает, что представить и как представить. И политическая тематика может быть представлена им очень даже абстрактно. Посмотрите, что для привлечения внимания к этим темам делают нигилисты, спиритуалисты, как используют метафизические идеи.

Искусство, которое политично — для меня, это пропаганда. А я пропагандой не интересуюсь. Меня интересует та политика, которая человечна. Политика, как продолжение человечности.

Вы сейчас работаете в Гонконге на созданием современного арт-центра. и так же хорошо знаете, что происходит в арт-среде таких стран как Китай, Индия. Что-то интересное происходит в арт-среде тех стран, где идет бурное экономическое развитие?

В Китае и Индии рынок искусства просто взорвался. А это привело к тому, что сейчас многие художники там занимаются спекулятивным искусством, странным. И это — нехороший момент. Но, тем не менее, хороших художников хороших там тоже достаточно.

Если брать Центральную Азию, где я работаю в данный момент — Казахстан, Узбекистан, — там происходят очень интересные вещи. В Монголии очень хорошие художники.

Они исследуют какие новые темы, за которые не берутся европейские?

Они пытаются справиться со своим постсоветским прошлым через новую национальную ментальность. Это очень критично, резко. Особенно темы, касающиеся марионеточности управления и коррупция. У в то же время у них происходит возвращение к национальной мифологии, скифским традициям.

Украина недавно отметила 20-летие независимости. И большинство наших известных художников, становление которых как раз и началось 20 лет назал, отмечали, что к сожалению, за эти годы нашей стране не удалось занять место на арт-карте мира. Пока там ее нет. Что, по вашему, нужно, чтобы она там появилась?

Мне кажется, что художникам нужно путешествовать. Не годится просто сидеть в Украине и ждать, что все приедут сюда. Это касается любого художника — нужно широко путешествовать. Большинство известных русских художников — Кабаков, Михайлов (долгое время жил в Харькове — ???) — они вообще здесь не живут, они живут на Западе. Если ты хочешь, чтобы тебя знали вне твоей страны — уезжай и действуй. Но, конечно, можно оставаться и здесь, но в таком случае, чтобы тебя знали в мире, нужно быть супер-мастером.

Существуют ли в мире национальные арт-рынки или они слились в единый глобальный?.

Да национальные рынки существуют.Индия — хороший пример. В определенной степени, Китай. В Японии национальный рынок существует на определенные виды искусства.

Что лично вы ожидаете от предстоящей биеннале в Украине?

Хочу сделать хорошую выставку, которой я был бы доволен, которой художники были бы довольны и на которую общественность бы отреагировала.

Резонанс важен для вас?

Да, безусловно. Резонанс важен. Украинская биеннале должна стать той платформой, на которой будут работать не только украинские художники, но также и художники мирового уровня. И очень важно, чтобы украинские художники соответствовали международному уровню.

Сегодня в мире происходят удивительные события — глобальное потепление, потеря человеческого контроля над ядерной энергией подобное. Работая в Японии, я был свидетелем катастрофы, произошедшей там в этом году. Я уверен, что и художникам есть, что сказать об этом.

Нынешним художникам невозможно указывать, о чем говорить — то же касается и зрителей, которые приходят на выставки современного искусства. Но если им нужны инструменты, чтобы найти ответы на их вопросы, — современное искусство способно в этом помочь.

А Вы довольны площадкой на которой будет экспонироваться выставка?

Меня очень впечатлил Мистецкий Арсенал. Это сооружение само по себе является произведением искусства. И эта площадка должна стать центром современного искусства, причем не только для Украины, но и мирового.

Дэвид Эллиотт - куратор, писатель и историк искусства, который руководил инновационными и динамичными музеями современного искусства по всему миру. Он был куратором 17-й международной биеннале в Сиднее, основал и возглавлял музей Мори в Токио (Mori Art Museum), был директором и куратором музеев современного искусства в Стокгольме (The National Museum of Modern and Contemporary Art) и Стамбуле (Istanbul Modern).

Подробности программы Первой Киевской биеннале

О специальных событиях Arsenale 2012 — в Календаре событий на 24 мая.

100 художников, участников Arsenale 2012 - в Календаре событий на 25 мая.