«Надра Украины» ждет техническая революция

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Предправления НАК «Надра Украины» Эдуард Ставицкий в интервью «ДЕЛУ» рассказал, какие планы строит компания и сколько средств готово выделить государство на техническое переоснащение компании
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

«Надра Украины» за последние годы пережила не самые лучшие времена: постоянная смена руководства, утрата лицензий, угроза ликвидации компании. В начале 2010 года в должности председателя правления был восстановлен Эдуард Ставицкий, который возглавлял компанию с начала 2007-го и был уволен при правительстве Юлии Тимошенко. Однако суд вынес решение о незаконности увольнения Ставицкого.

Эдуард Анатольевич, вы были восстановлены в должности и вернулись в компанию в начале 2010 года. В каком состоянии получили компанию?

Мягко говоря, в ужасном. Я даже не представляю, как можно прибыльную по определению компанию сделать убыточной за один год. Причем долги на начало 2010 года составляли свыше 30 млн. грн. По итогам первого полугодия нам удалось сократить убытки в два раза.

В центре скандалов последнее время находилось ваше дочернее предприятие «Полтавнефтегазгеология». Что с ним сейчас?

Предыдущее руководство приняло решение о его ликвидации. В результате непрерывной борьбы предприятие было практически уничтожено. Сейчас там работает ликвидационная комиссия, назначен арбитражный управляющий. Единственный вопрос, который нас серьезно беспокоит: как не допустить продажи имущества за бесценок. И опять-таки, там есть долг по зарплате — думаю, что до 25 октября мы полностью снимем этот вопрос.

Сколько скважин числится на балансе «Полтавнефтегазгеология»?

Около 70 скважин. Это очень лакомый кусок, и много желающих дешево их приобрести. Скажу сразу — этого не будет.

А люди?

Люди — это самое ценное. Все по желанию могут найти у нас место работы.

Как решается вопрос погашения задолженности по заработной плате?

Это стало самым серьезным испытанием для компании. При предыдущем руководстве компании в период 2008-2009 годов значительно выросла задолженность по оплате труда и на начало 2010-го достигла почти 10 млн. грн. Благодаря нашим усилиям и всесторонней поддержке Минприроды задолженность по оплате труда постепенно сокращалась и по состоянию на 1 октября 2010 года погашена полностью.

Уверен: к концу года компания снова, как в 2008 году, будет прибыльной.

За счет чего?

Во-первых, Минприроды утвердило нам финансовый план, которого мы четко придерживаемся. Во-вторых, у нас есть серьезная поддержка со стороны Кабинета Министров и президента Украины.

Финансово это как-то выражается?

Мы получили государственный заказ в объеме 129 млн. грн. Плюс рассчитываем получить около 100 млн. грн. капитальных трансфертов на закупку оборудования. И по итогам нашей поездки в Китай с рабочим визитом, согласно программе президента Виктора Януковича по развитию геологической отрасли, правительством в этом бюджетном году на полное переоснащение компании будет выделено 1,5 млрд. грн. государственных гарантий.

Полное техническое переоснащение — это серьезный скачок в развитии компании, благодаря которому мы выходим на новый уровень развития отрасли.

Такие шаги не предпринимались с начала создания компании. Износ техники огромен — более 90%. К примеру, до сих пор работают станки «Уралмаша», приобретенные во времена Советского Союза.

Какую технику и у кого собираетесь покупать?

Уже в этом году сможем получить оборудование, которое позволит нам проводить бурение на глубине 7 тыс. м. Отечественных компаний с такой техникой в Украине пока нет, и мы будем первопроходцами в этом смысле. В Китае нами достигнуты предварительные договоренности с фирмой «Хун Хуа», являющейся одной из крупнейших фирм — производителей буровых установок. Считаем, что в будущем «Хун Хуа» станет нашим стратегическим партнером. На наших площадях — в Полтаве, а именно Балаклеевская экспедиция, и на базе «Черниговнефтегазгеологии» — мы планируем открыть сервисные центры, которые будут заниматься как реализацией оборудования для внутреннего рынка, так и ремонтом бурового оборудования.

А есть смысл бурить глубже?

Геологические исследования показывают, что да. Мы рассчитываем получить весьма серьезный результат. К тому же у нас есть уже ряд площадей, где собираемся бурить на глубине 7 тыс. м.

Где именно?

Это полтавский регион. Не конкретизирую, потому что есть определенная конкуренция. И нам предстоит еще пройти ряд бюрократических процедур, в том числе и в части допуска на работы. Но это мы пройдем, у меня в этом сомнений нет, и в апреле 2011 года мы заложим новую скважину. Рассчитываю, что к концу года мы дойдем до продуктивного горизонта.

Каковы перспективы добычи других видов газа вашей компанией?

У нас есть реальная возможность заняться таким направлением. Украина располагает весьма солидными запасами газа угольных отложений, метана. Есть метановые отложения на глубине от 3 до 5 тыс. м в Приднепровской впадине. Мы этим вопросом серьезно занимаемся, у нас принята программа по геофизическим работам, и по ее завершении надеемся получить положительный результат, что позволит привлечь инвестиции для добычи нетрадиционных газов.

Запасы метана в Донецком бассейне, согласно оценке специалистов нашей компании, составляют не менее 20-30 трлн. куб. м. Хочу подчеркнуть: если серьезно заниматься этим вопросом, то в течение последующих пяти лет можно стать энергетически независимым государством. Неудивительно, что немало зарубежных компаний изучают возможность добычи газа в Украине. К примеру, в «ТНК-ВР» создано отдельное предприятие. Даже заложен бюджет на геологоразведку в Донецком бассейне. На следующий год он составит около $100 млн.

Получается, они — ваши конкуренты?

Да. Поэтому и не хочу подробно раскрывать наши планы.

А что касается сланцевого газа?

По запасам сланцевого газа Украина занимает 4-е место в мире. Развитие технологий дает все основания говорить, что его добыча — вполне осуществимая задача. Сейчас настоящий бум в этом направлении переживает Польша. Компании Exxon Mobil, Shell и Chevron получили лицензии на добычу.

Украина также не стоит на месте. У нас уже есть первые предложения от инвесторов, и мы пытаемся заложить вопрос геологоразведки в государственную программу.

Опыт США, мирового лидера по добыче сланцевого газа, не собираетесь изучать?

Собираемся. Недавно нам пришло приглашение участвовать в крупнейшей международной выставке World Shale Gas, которая будет проходить 3-5 ноября в США. Там и познакомимся с последними достижениями в добыче сланцевого газа.

Каковы планы НАК «Надра Украины» по освоению Черноморско-Азовского шельфа?

В принятой стратегии развития компании зафиксировано положение о привлечении инвестиций в объеме $2-3 млрд. в течение 2-3 лет для проведения работ по развитию минерально-сырьевой базы на шельфе Черного и Азовского морей. Сейчас мы вышли на финальную стадию переговоров о покупке платформы для добычи нефти и газа на мелководном шельфе. Контракт на аналогичное оборудование заключил и «Нафтогаз Украины». Думаю, мы и «Нафтогаз» ноздря к ноздре притащим платформы и начнем работать.

Как решился конфликт с компанией Cadogan Petroleum?

Конфликт уже позади. Решаются вопросы юридической казуистики. Мы договорились, что Cadogan Petroleum полностью компенсирует затраты на разработку месторождений. Причем в затраты заложили и работы, которые проводились еще во времена СССР, конечно, проиндексировав их в нынешние цены.

Более того, сегодня с Cadogan Petroleum мы ведем переговоры о начале работ в западном регионе — это Ивано-Франковская и Львовская области. Президентом Украины поставлена задача улучшения инвестиционного климата в стране, и мы ее выполняем.