Налоговая реформа от Кабмина: красивая обертка и спорное содержание

Оксана Продан, народный депутат и первый заместитель главы комитета ВР по налоговой и таможенной политике, об опасностях новой налоговой реформы
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Концепция налоговой реформы, которую представило правительство на этой неделе, выглядит хорошо. Но только на уровне деклараций. В ней задекларировано все, о чем так много говорят — прозрачность, уменьшение количества налогов, децентрализация.

Однако когда начинаешь анализировать конкретные решения, возникают не только вопросы, но и возражения.

Прежде всего они касаются якобы снижения ставки единого социального взноса и реформирования НДС.

Правительство предлагает уменьшить ставку ЕСВ с 36,77% до 18%. Казалось бы, именно я должна была обрадоваться этой идее, так как еще в 2012 году я вместе со своими коллегами по фракции "УДАР" внесла законопроект, который предусматривает снижение единого социального взноса до 18,1%. Но конкретная формулировка "снижения" не радует ни меня, ни работодателей, которые действительно надеются на реальное снижение фискального давления на фонд оплаты труда.

Как когда-то глава Миндоходов Александр Клименко, правительство предлагает снизить ЕСВ только для некоторых. И если при Николае Азарове предлагали 18% тем, у кого средняя зарплата по предприятию не ниже двух минимальных зарплат, то сейчас в антиэкономической теории пошли еще дальше — ставка 18% будет только для тех, кто увеличит фонд заработной платы в два раза. То есть те, кто сегодня платит официальную зарплату 5 тыс. грн, завтра для снижения ставки ЕСВ вынуждены будут увеличить ее до 10 тыс. грн.

Снижение ставки ЕСВ "с условием" все равно какого правительства никак не поможет снизить себестоимость производства.

Соответственно, для тех, кто сегодня уходит в "тень", потому что высокая себестоимость товаров и услуг не дает возможности платить ЕСВ, ничего не изменится. И мы не получим того результата, на который рассчитываем — детенизации доходов физических лиц, уплаты НДФЛ и ЕСВ со всех зарплат, выведения экономики из тени.

Единственно правильное для этого решение — безусловное снижение ставки единого социального взноса до 18% с последующим ужесточением ответственности за выплату заработных плат в "конверте". Начало этого процесса уже положено — в парламенте есть законопроект 1182, снижающий ставку ЕСВ, нужно его поддержать и получить эффект, которого достигла Грузия — после снижения налоговой ставки на 50% доходы от налогообложения увеличились в три раза благодаря детенизации экономики.

Другое "нововведение" в Концепции, против которого выступает много опытных экспертов в сфере налогообложения, это ноу-хау в НДС. С одной стороны, правительство декларирует упрощение администрирования этого налога, ликвидацию коррупционных схем, создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов, а с другой — дифференцирует ставку НДС (7% — между плательщиками НДС и 17% — при реализации неплательщикам НДС).

Что означает и к чему приведет такая двухуровневая ставка? Кроме того, что мы изолируем "упрощенку" от средних и крупных компаний — плательщиков НДС, так правительство еще и на 10% увеличивает себестоимость товаров или услуг, вводя налог с оборота. Хотя в большинстве стран мира действует или НДС, или налог с оборота. Но не НДС и налог с оборота одновременно.

В общем, предложенная в правительстве Концепция налоговой реформы напоминает красивую обертку со спорным содержанием.