Народный артист Украины Николай Мозговой: Первым делом мы искоренили взятки. И чтобы люди не крали, мы сделали им высокие зарплаты

Народный артист Украины Николай Мозговой в свои 60 руководит главной концертной площадкой страны, зарабатывает на продакшн-студии и продолжает петь и писать песни
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Николай Петрович, вы руководите дворцом «Украина» уже 3 года. Чего успели добиться?

– Первым делом мы искоренили взятки. И чтобы люди не крали, мы сделали им высокие зарплаты.

– А что значит «высокая зарплата» в вашей отрасли?

– 500-600 долларов для большинства работников (у нас их около 300) и 800-900 долларов для директоров. К тому же к зарплате прибавляется 100%-ная премия.

– А сколько получает генеральный директор?

– 1000 долларов.

– Вам хватает?

– Вам будет смешно, но нам с супругой (главный режиссер Дворца 52-летняя Виолетта Мозговая. — «ДЕЛО») полностью хватает зарплаты. И никаких побочных заработков я не имею. А супруга зарабатывает столько же, сколько и я. В советское время я получал гонорар в месяц в среднем от 3 до 5 тысяч рублей — делал тогда по 5 концертов в день… И за всю жизнь заработал себе на дом за городом, машину.

– И каким образом дворец «Украина» обеспечивает работников высокими зарплатами?

– У нас очень плотный график — каждый день мероприятия.

На деньги, полученные от аренды, мы выплачиваем все налоги и зарплаты сотрудникам.

– Сколько стоит аренда зала в день?

– Для мероприятий, организованных государством, — празднования Нового года, Дня независимости — аренда зала составляет 75 тысяч долларов. А для коммерческих организаций — например, концертов звезд — аренда обходится в 96 тысяч долларов.

– За рубежом такие залы стоят дороже?

– Да, безусловно. Только в Москве и Варшаве — раза в три больше.

– На сколько посадочных мест рассчитан дворец «Украина»?

– На 3 тысячи 715 мест.

– Вы теряете в прибыли, если зал не заполнен?

– Только если концерт проводим мы сами.

– А какие вы проводите концерты?

– Например, летом мы проводим конкурс «Море друзів».

– Вы же говорили ранее, что больше не будете заниматься организацией конкурсов…

– Я говорил это о конкурсе имени Ивасюка. Мы с родственниками композитора не сошлись взглядами. Они считают, что все, что я делал в течение 15 лет, было неправильным.

Поэтому я закрыл конкурс. Но бренд зарегистрирован на мне, так что никто, кроме меня, этот конкурс организовать не может. А «Море друзів» я провожу уже в 12-й раз.

Иглесиас пел на бис бесплатно

– В одном из ваших интервью вы говорили, что мало кто из артистов способен заполнить зал…

– Это правда. Не каждый артист может продать билеты на все места. В основном зал заполняется людьми, пришедшими по пригласительным.

– В чем причина?

– Причина в том, что они бездарные. Поют под фонограмму.

– А кто из артистов был замечен вами в использовании фонограммы?

– Легче сказать, кто не был замечен. Если даже София Ротару поет «под фанеру», что уж там говорить об Ирине Билык…

– И кого вы можете похвалить за пение вживую?

– Юрия Антонова, раннюю Пугачеву, но сейчас она уже не может петь — посадила голос. Из украинских — группу «Океан Эльзы».

– С исполнителями, поющими вживую, сложнее работать?

– За три года претензий не было. Даже от Антонова, — а это самый привередливый музыкант.

– А с западными музыкантами тоже проблем не было?

– У нас не бывает невыполнимых заказов. Во дворце «Украина» очень хорошая техническая база, поэтому артистам не приходится возить свою — это очень облегчает организацию концерта. А если в рейдере исполнителя написано, например, «два рояля», а у нас есть только один, мы берем второй в аренду. Работаем с лучшей английской фирмой «Комора» — у них есть все.

– А «звездные» замашки мешали работать?

– Иногда бывало. Хулио Иглесиас, например, не любит, чтобы его снимали с левой стороны. У него на левой щеке шрам из-за аварии остался. С Лучано Паваротти тяжело было работать. Он придирался ко многому и мог придумать неожиданный ход концерта прямо во время действия.

– Зарубежные артисты не поют под фонограмму?

– Нет, там же в условиях контракта все прописано. Крис Ри, Джордж Майкл, Хулио Иглесиас выступали вживую. Но они не так выкладываются на сцене, как для западных слушателей. У нас осталось замечательное впечатление от шоу Джорджа Майкла, но все равно это было не так сильно, как в Европе. А вот Хулио Иглесиас выкладывается по полной. Когда он выступал во Дворце спорта еще в 1997 году, его вызвали на бис. А на Западе принято за любой «бис» платить артисту дополнительно. Я был в ужасе, когда он согласился, вернулся в зал и пропел еще 40 минут! Думаю — все, я пропал! Он и так дорогой, а это еще 50-100 тысяч долларов придется заплатить. Но он мне потом сказал, чтобы я не волновался — денег не возьмет.

– Кстати, к нам приедет Энрике Иглесиас, сын Хулио, так вот он грешит «под фанерочку»…

Продакшн-студия для культуры

– Кто является вашим непосредственным начальником?

– Мы подчиняемся Государственному управлению делами. Мой непосредственный начальник — Игорь Григорьевич Тарасюк, известный бизнесмен. Возглавляет уже 3 года эту организацию, а я 3 года работаю гендиректором.

– И он вас рекомендовал на эту должность?

– Нет, мы пришли разными путями. Но у нас с ними нет никаких проблем.

– То есть вас не могут обязать делать то, что с вашей точки зрения, не нужно?

– Нет. Мы хозрасчетная организация, поэтому решаем все самостоятельно.

– А смена политической власти на вас влияет?

– Только смена президента. Потому что госуправление подконтрольно ему. А когда к власти пришел Янукович, никаких попыток меня убрать или мною руководить не произошло.

– А с Черновецким вы сотрудничаете?

– Однажды он пришел ко мне в кабинет и попросил зал в аренду для проведения там свадьбы. Тогда он еще не был мэром. Зал я дал, но с тех пор мы не сотрудничали.

– А на чем дворец «Украина» может зарабатывать, помимо сдачи зала в аренду?

– Сейчас мы получаем приличную прибыль от своей службы теле- и видеообеспечения. Купили два года назад 8 суперсовременных камер, монтажный стол и другую технику и создали такую службу. У нас вся линия обработки лучшая! Только «Интеру», может, уступаем.

– А что именно вы на ней делаете?

– Эта служба работает как продакшн-студия. Телепродукцию делаем, компьютерную обработку. Мы сейчас начнем создавать программы. Причем мне интересно заниматься исключительно культурой.

Вот скоро сделаем пилотные программы культурных новостей, пару развлекательных программ — тогда я начну активно давать рекламу.

– А где деньги на покупку техники взяли?

– Брал кредиты в банке. Это лучший вариант.

Аренду оплатили спонсоры

– Вы продолжаете писать песни?

– Да, конечно, себе пишу до сих пор. Но я никогда этим не торговал и не торгую сейчас. Мои песни может исполнить другой артист, но специально я писать для кого-то не буду.

– Почему?

– Нет времени.

– А свои диски почему не выпускаете?

– Потому что это неприбыльно. Продается очень много пиратских дисков. Одно время вся «Петровка» была заполонена моими «палеными» альбомами, которых я не выпускал. Артисты зарабатывают деньги не с продаж своих записей, а с концертов. Со временем этот рынок станет жестче, и пиратские лавки просто прикроют. Помните, в 90-е годы «паленой» водки везде было много. А теперь без лицензии — никуда. Так и тут все наладится.

– Вы недавно отпраздновали свой 60-летний юбилей, отыграв два концерта во дворце «Украина». Уж вам-то наверняка было просто с арендой зала — как гендиректору сделали себе скидочку…

– Что вы! Аренду зала я оплатил копеечка в копеечку! Нас же проверяют постоянно, как и любую коммерческую структуру.

– А откуда взяли 75 тысяч долларов? С зарплатой 1 тысяча особенно не накопишь…

– Я нашел спонсоров. Аренду мне оплатили компании «Союз-Виктан» и «Хлеб Украины».

– Вы являетесь заведующим кафедрой теории и методики постановки голоса Института искусств при Национальном педагогическом университете им. Драгоманова. Немногие идут в преподаватели — это ведь неприбыльное дело…

– Мне это нравится. Понятно, что если жить на зарплату ученого или преподавателя, можно протянуть ноги. Но все мои ученики сейчас являются солистами различных хоров. Многие из них работают в хоре имени Веревки. Некоторые сами уже преподают — в Университете им. Драгоманова, а то и в Институте искусств.

– Почему вы не возьметесь кого-либо продюсировать?

– Зачем мне это? Продюсер — это человек, который имеет много денег и в какой-то степени филантроп.

Но одно время карьеру певицы осваивала ваша дочь Алена Мозговая (бывшая жена певца Александра Пономарева. — «ДЕЛО»). Сейчас она ушла с телеканала «Первый Национальный». Может, с вашей помощью она могла бы вернуться на сцену?

Она сама решила бросить петь и посвятить свою жизнь Саше (Пономареву. — «ДЕЛО»). Теперь плюнула и на Сашу. Алена никогда со мной не советуется. Но она все время работает, везде успевает. Организовывает концерты, собирается проводить «Песню года».

– Вы одобрили ее решение уйти с «Первого Национального»?

– Что значит — одобрил? Она позвонила и сказала — папа, я куда-то улетаю... А потом я узнал, что она плюнула на этого Докаленко (президент телеканала «Первый Национальный». — «ДЕЛО»), потому что он ничего не сделал на канале с тех пор, как пришел туда с «Тониса».

– Вы обижаетесь на Пономарева?

– Нет.

– А считаете своим «продуктом»?


– Все, что он сделал в жизни, сделал сам. Пусть этим пользуется. Это его жизнь. У меня никто не спрашивал, когда они начали жить вместе, не спрашивал, когда разошлись. Для меня важно только, что есть эти «короеды» (две внучки. — «ДЕЛО»), которые любят дедушку. Одной 9 лет, второй 12. Не знаю, кем будут, но уже видно потенциал театралок — врут так, что правду никогда не узнаешь.