Народный депутат Игорь Шкиря: "Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал"

Игорь Шкиря, народный депутат, учредитель «Первого делового» телеканала.

Шкиря, народный депутат, учредитель «Первого делового» телеканала.

Основатель интернет-издания «УРА-Информ» и «Первого Делового» телеканала считает, что правила игры на медиарынке больше похожи на «подковерную» борьбу, где не обходится без политики. Это — несмотря на то что провластные структуры говорят о прозрачных процедурах выдачи лицензий и разрешений на вещание, о свободе слова и соблюдении прав граждан на получение любой информации. На практике все далеко не так.

Вы являетесь собственником информационного агентства «УРА-Информ» и телеканала «Первый Деловой». Зачем вам, депутату уже не одного созыва Верховной Рады, нужен медиабизнес? Причем, насколько я знаю, это для вас не основной бизнес.  Возможно, это своего рода «игрушка»?

Любой бизнес, который создается как игрушка, обречен на провал. И,  признаюсь честно, я не питал никаких иллюзий по поводу того, что он будет быстро приносить большие доходы. Но если даже предположить, что это игрушка, то дорогая и слишком сложная.

Но вам нравится заниматься медиабизнесом?

 Нравится, именно медиабизнес приносит мне моральное удовлетворение. Я не скрываю, что являюсь основателем «Первого Делового» телеканала, а также «Украинского рейтингового агентства «УРА-Информ», сайт которого входит в десятку самых читаемых. Я решил активно заниматься этой сферой еще в 2004 году. Тогда я понял, что Партия регионов и кандидат Виктор Янукович, имея хороший продукт, который должен понравиться избирателю, абсолютно не имели медиаподдержки. Ведь (надо посмотреть правде в глаза) президент Ющенко победил именно благодаря поддержке СМИ. Американцы   сделали для победы нынешнего главы государства меньше, нежели украинские журналисты. Поэтому первым тогда был создан сайт «УРА-Информ», а затем осмысленно и взвешенно было принято решение о запуске проекта «Первый Деловой канал». И сегодня, по истечении двух лет, я могу сказать, что эти проекты состоялись.

Сейчас вы во второй раз являетесь представителем оппозиционного политического лагеря. Вашим медиапроектам ставили палки в колеса? И если да, то кто?

 Фактов противодействия со стороны провластных структур было достаточно много. Часть из них имеют открытый характер, а другие — скрытый. Как и в любом другом крупном бизнесе, тем более имеющем наибольшое влияние на сознание  людей,  «Первый Деловой» переживал тяжелые времена. В период становления многие проблемы и внутренние конфликты не обходились без вмешательства внешних сил. Во-первых, моих политических оппонентов, во-вторых, моих завистников и конкурентов, и не только из противоположного политического лагеря. Было, конечно же, и влияние со стороны спецслужб. То есть проблемы привносились извне, затем искусственно разжигались.

И как это выглядело на практике?

В новом неоперившемся коллективе такие провокации реализовать довольно просто. Например, «УРА-Информ» за три года своего существования испытал все перечисленные мною проблемы,  в том числе и бесконечные хакерские атаки. Они были направлены на уничтожение ресурса. В преддверии предвыборной кампании 2006 года почему-то «случайно» замкнула проводка в офисе агентства, в результате чего дотла сгорело все рабочее помещение по улице Шелковичной, 3.

А очевидные факты противодействия были?

Одним из ярких примеров стал недавний конкурс по выдаче лицензий на цифровое вещание. Этот так называемый конкурс был организован впопыхах Национальным советом по теле- и радиовещанию. Надо пояснить, что еще в 2007 году более двадцати основных вещателей без всяких конкурсов получили соответствующие лицензии. Их просто поделили между собой крупные эфирные каналы. А для других каналов Нацсовет решил устроить настоящее шоу, даже, я бы сказал, цирк.

На конкурс были выставлены 8 последних частот. Вначале со всех претендентов собрали по 70 тысяч гривен за заявки, затем потребовали предоставить большой пакет документов, включающий в себя концепцию вещания канала, его экономическое обоснование и многое другое. В общей сложности таких заявок было подано около 30. Но в итоге, неожиданно для всех, вместо положенных пяти телеканалов лицензии получили почему-то восемь, из которых только один музыкальный канал М2 вещал ранее. А все остальные каналы, на первый взгляд, оказались абсолютно новыми, с неизвестными учредителями и сомнительными местами регистрации. На самом деле, по имеющейся у нас информации, это каналы, которые в действительности принадлежат все тем же собственникам, уже владеющим всеми известными каналами.

 То есть, вы утверждаете, что лицензии получили те же каналы, только под другими названиями?

Под другими названиями, с новыми придуманными брендами. По сути, основные игроки разделили между собой все оставшиеся частоты на вещание. Естественно, это открытое, наглое и циничное воздействие государственной структуры на медиапространство, каковым является Нацсовет. Но я уверен, что такое решение не окончательное. В этом контексте я бы хотел обратиться к нашему президенту Виктору Ющенко, который буквально недавно подписал Указ «О безопасности информации в Украине». В документе много говорилось о засилии иностранных СМИ, телеканалов, рекламы и так далее. Но в то же время было бы логично, если бы наш гарант Конституции дал свою оценку той ситуации, которая сложилась с конкурсом Нацсовета по выдаче лицензий на вещание. Постоянное давление Нацсовета на предпринимателей, работающих в сфере кабельного телевидения, бездумная и оголтелая украинизация эфира (к слову, «Первый Деловой» вещает исключительно на украинском языке,  согласно полученной лицензии). Если Ющенко называет себя демократичным президентом, он просто обязан положить конец этому  беспределу. А пока, к сожалению, многие процессы, происходящие на медиарынке Украины, далеки от принципов  цивилизованного бизнеса и честной конкуренции.