Нефтяной советник Тимошенко

Депутат от БЮТ Сергей Пашинский утверждает, что секретариат президента лоббирует передачу нефтепровода Одесса — Броды под контроль группы «Приват». Та, в свою очередь, ведет переговоры о передаче нефтяных активов в Украине российскому миллиардеру Олегу Де
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

от БЮТ Сергей Пашинский утверждает, что секретариат президента лоббирует передачу нефтепровода Одесса — Броды под контроль группы «Приват». Та, в свою очередь, ведет переговоры о передаче нефтяных активов в Украине российскому миллиардеру Олегу Дерипаске.

Замминистра юстиции Евгений Корнийчук заявлял, что уже к середине августа украинские и татарские акционеры планировали подписать мировое соглашение вокруг ситуации на «Укртатнафте». Было ли оно достигнуто?

Этот вопрос обсуждался на встрече представителей украинского и татарского правительств, которая состоялась в Киеве. По ее итогам стороны пришли к единому видению пути урегулирования конфликта.

В частности, было выделено два вопроса, которые требуют решения. Первый из них — задолженность «Укртатнафты» перед российской «Татнефтью» за поставленное в 2007 году сырье. Она составляет 450 миллионов долларов.

Второй вопрос — в праве на собственность 18,3% акций предприятия, которое отстаивают татарские акционеры. Этот пакет еще при Кучме передали двум оффшорным компаниям — SeaGrоup (США) и AmRuz Trading (Швейцария), которые затем приобрела «Татнефть».

Пока не урегулируем эти две проблемы, мы, к сожалению, не сможем возобновить поставки нефти на завод (российские акционеры прекратили поставки сырья в прошлом году в связи со сменой руководства «Укртатнафты», которое они назвали рейдерским захватом предприятия. — «ДЕЛО»). А это — единственный способ загрузить мощности завода.

Киевский апелляционный хозяйственный суд в начале августа подтвердил, что Sea-Grоup и AmRuz Trading незаконно приобрели 18,3% акций «Укртатнафты». Какова теперь судьба этого пакета?

По закону, они формально числятся за эмитентом, который должен аннулировать их или предложить выкупить акционерам. Но мы боимся, что эти акции уже непонятно где, непонятно у кого. Как бы мы случайно не узнали, что они уже принадлежат группе, приближенной к нынешнему менеджменту (имеется в виду группа «Приват». Подконтрольная ей фирма «Корсан» владеет 1% акций «Укртатнафты», что позволило ей установить контроль над предприятием. — «ДЕЛО»). Хотя есть решение суда, инициированное нашим правительством, которое запрещает любые операции с этими акциями.

То есть они могут оказаться у фирмы «Корсан»?

Если такое произойдет, это будет превышением служебных полномочий руководством «Укртатнафты».

В СМИ проходила информация, что правительство готово уступить 18,3% акций «Татнефти». Якобы это позволит снять один из проблемных вопросов между акционерами.

Просто так никто ничего отдавать не будет. Есть несколько вариантов распределения этих акций. Может быть пропорциональный раздел, а может быть по принципу, кто больше заплатит.

Сколько могут стоить 18,3% акций «Укртатнафты»? Ранее «Нафтогаз» заявлял, что готов заплатить за них 60 миллионов долларов.

Сам по себе этот пакет ничего не стоит. Акции имеют ценность только для нынешних акционеров — «Нафтогаза» и «Татнефти». Сколько готова заплатить за акции украинская компания (исходя из ее деликатного финансового положения), сложно сказать. Мое личное мнение: было бы нормально, чтобы татарская сторона доплатила за этот пакет. Средства пошли бы на счет «Укртатнафты». Таким образом, предприятие получит оборотные средства на переработку нефти и модернизацию производства.

Но даже если Кабмин уступит акции «Укртатнафты» татарам, это не решит проблемы с задолженностью за нефть, которая, по вашим словам, намного больше — 450 миллионов долларов. За счет каких средств ее будут погашать?

Во-первых, хочу подчеркнуть, что отдавать долг будет не правительство, а кременчугский завод. Для этого нужно разобраться, куда делись закупленные нефтепродукты или деньги, которые должны были пойти в счет оплаты. Эти средства могут быть в каких-нибудь активах, которые можно «попросить» вернуть. Можно также договориться о погашении долга в рассрочку. Однако все эти договоренности будут пустым звуком, пока на предприятие не придет новое руководство. Потому что мы можем что-то решить, но менеджмент все равно поступит по-своему.

То есть, как я понимаю, первым шагом в урегулировании конфликта вокруг «Укртатнафты» станет утверждение нового руководителя. Есть ли уже договоренности, что представители Татарстана прибудут на собрание акционеров предприятия, назначенное на 4 сентября (ранее они срывали проведение собраний. — «ДЕЛО»), чтобы вместе с «Нафтогазом» избрать руководителя?

Такой договоренности еще нет. Пока идут переговоры между министерствами двух стран. Может, это будет не 4 сентября, а немного позже. Но в ближайшее время будет проведено акционерное собрание, касающееся проблем развития предприятия. На нем представители «Нафтогаза» и «Татнефти» выступят с единой позицией относительно модернизации предприятия и объемов производства, проблемы долговых обязательств и акционерного капитала.

Однако если 18,3% акций выкупят татары, то шансы «Нафтогаза» на назначение украинского менеджера (на чем настаивали в руководстве Кабмина) будут минимальными. Получается, кандидатура нового руководителя также является предметом торгов в переговорах вокруг ситуации на «Укртатнафте»?

Ни у украинских, ни у татарских акционеров нет возможности монополизировать управление предприятием. Оно будет происходить на паритетных началах, несмотря на то, какой пакет акций в итоге окажется у каждой из сторон. Татары готовы к тому, чтобы председателем правления был представитель Украины, а главой наблюдательного совета — российский представитель. К слову, такая схема действовала и раньше.

И все-таки украинская сторона должна согласовывать кандидатуру руководителя предприятия с «Татнефтью»?

Это вопрос скорее консультаций. Конечно, на любого человека с улицы татары не согласятся.

Вашу кандидатуру татары поддерживают?

Обо мне речь пока не идет, сейчас это неактуальный вопрос.

Нынешнее руководство «Укртатнафты» заявляет, что вместо российской нефти перерабатывает сырье из Ирака и Беларуси. Насколько существенны эти объемы?

Сейчас завод перерабатывает 170 тонн нефти в месяц. Вся она добывается в Украине. Действительно, «Приват» завез на завод два или три танкера нефти. Но, по моим данным, последний танкер зашел около полугода назад. Что касается нефти из Беларуси — ее нет. Соседнее с нами государство обеспечивает всего пятую часть своих потребностей, поэтому об экспорте и речи быть не может.

При таких объемах переработки «Укртатнафта» не может быть прибыльной. Какие тогда дивиденды имеет группа «Приват» от этого предприятия?

Кроме «Укртатнафты», эта группа установила контроль и над другими активами в нефтяной сфере: крупнейшим добывающим предприятием «Укрнафта», перевалочным комплексом «Эксимнефтепродукт», а также двумя нефтеперерабатывающими заводами — «Галичина» и «Нафтохiмiк Прикарпаття». Это большая игра, ведь оба НПЗ морально устарели. Перерабатывать на них нефть — убыточно априори. Глубина переработки на этих заводах — 50-55%, в то время как на западных предприятиях этот показатель достигает 95%. Сейчас «Галичина» и «Нафтохiмiк Прикарпаття» фактически стоят.

При этом, контролируя все вышеперечисленные активы, «Приват» держит под контролем большую часть нефтедобычи, нефтепереработки и реализации нефтепродуктов в Украине. Сети АЗС есть у «Укрнафты», «Укртатнафты», а также у других предприятий группы. По нашим подсчетам, у «Привата» — 30% всех заправок в стране! Так зачем вкладывать в развитие предприятий, если можно монопольно вытягивать деньги из карманов автомобилистов? Обратите внимание: на всех заправках дизтопливо по одной и той же цене. Не надо быть аналитиком, чтобы понять — это классический картельный сговор.

НПК «Галичина» и «Нафтохімік Прикарпаття» заявили о том, что имеют коммерческие контракты на поставку 5 миллионов тонн нефти ежегодно по нефтепроводу Одесса — Броды. Известно ли вам, с каким поставщиком подписаны эти контракты?

Ни у меня, ни у правительства нет такой информации. Каспийскую нефть добывают Shevron (США), British Petroleum (Великобритания), SOCAR (Азербайджан) и Kazahoil (Казахстан). Больше никто. Пусть в Секретариате президента, который лоббирует передачу Одесса — Броды «Привату», ответят, какая из этих компаний заполнит трубу? Если у «Галичины» и «Нафтохiмiка Прикарпаття» есть подписанные договоры — пусть их покажут, и все вопросы сразу будут сняты. Но в это верится с трудом. Ведь специалисты едины во мнении: до 2010 года избыточной нефти на Кавказе не будет!

Правительство резко выступило против подписания контракта на транспортировку нефти по трубопроводу Одесса—Броды в аверсном режиме. Что именно не устраивало Кабмин?

Прежде всего то, что заказчиком транспортировки нефти в договоре выступала компания Milbert Ventures, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. В правительстве об этом узнали за сутки до подписания контракта. При том что он должен был даваться на согласование Кабмину. Возникает вопрос: если нефть должна была поставляться для «Галичины» и «Нафтохiмiка», почему они сами не выступили заказчиками?

По нашей информации, эти договоры разрабатывались на Банковой и там же должны были подписываться. Если бы это произошло, мы бы могли лет на 20 забыть об Одесса — Броды. Ведь хотя формально контракт подписывается на два года, в документе предусмотрено первоочередное право заказчика на пролонгацию договора. При этом сменить заказчика, если исполнителю (государственная компания «Укртранснафта». — «ДЕЛО») предложат более выгодные условия, можно только с письменного согласия Milbert Ventures.

Сейчас Секретариат президента как бы пошел на уступки правительству, предложив, чтобы вместо оффшорной компании заказчиком выступила «Укрнафта» (50%+1 акция предприятия принадлежит «Нафтогазу», 42% — группе «Приват». — «ДЕЛО»). Я еще не видел проекта договора с этой компанией. Однако могу предполагать, что в нем изменилось только название заказчика. А смысл остался тот же — передать Одесса—Броды в руки Коломойского.

Как он может использовать трубопровод?

Качать по нему нефть «Приват» вряд ли будет. Каспийской нефти у этой группы нет, закупать сырье в Ираке крайне невыгодно. При этом, как я уже говорил, перерабатывать нефть на НПК «Галичина» или «Нафтохiмiк Прикарпаття» без предварительной модернизации, которая займет 2-3 года, нет смысла.

Есть подозрение, что Коломойский хочет взять под контроль основные активы в нефтедобывающей и перерабатывающей отраслях, чтобы затем их выгодно продать. Ведь фактически получить контроль над договором на транспортировку нефти Одесса — Броды — это все равно, что купить трубопровод. По неподтвержденной информации, «Приват» уже ведет соответствующие переговоры с Олегом Дерипаской. В российских руках и Одесса—Броды заиграет новыми красками.

Кроме того, пусть Секретариат президента ответит на вопрос: куда денется 400 тысяч тонн технологической нефти марки Urals, которая сейчас находится в трубе? Сейчас ее общая стоимость — 280 миллионов долларов. Президент неоднократно заявлял, что необходимо взять кредиты, чтобы закачать в Одесса — Броды каспийскую технологическую нефть. Но куда денется та нефть, которая уже есть? Кому и по какой цене она достанется? Ведь в 2003 году, когда ее закачивали, балансовая стоимость была в 10 раз меньше.

Есть ли варианты, при которых договор о транспортировке нефти в аверсном режиме будет подписан в обход Кабмина?

Секретариат президента разрабатывает сразу несколько вариантов, вплоть до отставки Тимошенко. Отсюда и обвинения Банковой в государственной измене премьера. Но, по-моему, это все дымовая завеса, единственная цель которой — скрыть банальную коррупцию.

В Секретариате президента утверждают, что Тимошенко препятствует запуску Одесса — Броды в аверсном режиме, поскольку она пообещала руководству России, что производители из этой страны продолжат качать нефть в реверсном режиме.

Это не проблема. У нас есть возможности обеспечить транспортировку российской нефти в сторону Одессы другими маршрутами. В России обеспокоены другим — нашей непредсказуемостью. Ведь мы можем отказать той же «ТНК-ВР» в транспортировке нефти по Одесса — Броды, а потом через полгода придется идти на поклон, чтобы они снова заполнили трубу.

Хочу еще раз подчеркнуть, мы не против аверсного использования. Мы против криминальных, коррупционных схем. Однозначно, с появлением необходимых ресурсов в каспийской нефти нефтепровод Одесса — Броды будет работать в аверсном режиме.

Сергей Пашинский народный депутат от БЮТ

Родился 14 октября 1966 года в Ривненской области.
В 1991 году окончил Киевский пединститут им. Горького.
До 1999 года работал в различных коммерческих структурах.
1999-2000 годы — заместитель председателя правления Сбербанка Украины.
Апрель 2002 года — кандидат в народные депутаты от блока «Против всех».
Февраль-август 2005 года — советник премьера Тимошенко.
Август 2005 — январь 2006 года — гендиректор «Укррезерва».
С мая 2005 года — народный депутат.

Претендент на «Укртатнафту»
По данным «ДЕЛА», после восстановления контроля правительства над «Укртатнафтой» предприятие возглавит Сергей Пашинский. Сейчас он курирует нефтяные вопросы в БЮТ.

Транснациональная компания «Укртатнафта» создана в 1994 году указами президентов Украины и Республики Татарстан (Российская Федерация). Украина передала в уставный фонд компании целостный имущественный комплекс АО «Кременчугнефтеоргсинтез» (правопреемник Кременчугского НПЗ). Вклад Татарстана — денежные взносы, акции нефтедобывающих компаний. «Укртатнафта» входит в число лидеров нефтеперерабатывающей промышленности Украины. Производит широкий ассортимент продукции, в том числе неэтилированные бензины марок А-76, А-92, А-95, летнее и зимнее дизтопливо, различные виды масел, нефтяные растворители, парафин, битум, мазут, серу.

Кому принадлежит «Укртатнафта»
Украина — 43,1%
Правительство Татарстана — 28,9%
«Татнефть» — 8,6%
«Корсан» — 1,2%
Спорные акции — 18,3%

Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году для прокачки каспийской нефти в страны Восточной Европы, однако оказался невостребован из-за экономической нецелесообразности поставок.
С 2004 года трубопровод используется в реверсном режиме для транспортировки российской нефти в порт Южный. По данным Минтопэнерго, за это время было прокачано 9 млн. тонн сырья. Украина получила за транзит и в виде портовых сборов свыше $250 млн.
В октябре 2007 года Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва заключили соглашение о строительстве МН Броды — Плоцк — Гданьск (Польша). Количество участников Sarmatia в январе 2008 года возросло с двух до пяти: к проекту присоединились нефтяные компании Азербайджана, Грузии и Литвы.