Некоторые жизненно важные лекарства не будут импортироваться в Украину с 1 января 2013-го

Генеральный директор "Санофи-Авентис Украина" Жан-Поль Шоер в интервью "Делу" рассказал почему компания не покупает украинских производителей, как фармацевты переживают кризис и как влияют на рынок последние инициативы украинского правительства

В начале года компания "Санофи" заявила, что планирует в текущем году совершить сделки по слияниям и поглощениям (M&A) на общую сумму 2 млрд. евро. Удалось ли осуществить эти планы?

Год еще не закончен. Компания сделала несколько приобретений — в основном небольших и средних компаний в определенных странах или сегментах, где компании необходимо было усилить свое присутствие. Так, совсем недавно мы купили компанию-лидера по производству генериков в Колумбии, что еще больше укрепит наше лидерство на рынке Латинской Америки, где мы уже являемся лидерами благодаря нашему сильному присутствию в Бразилии.

Не планируете ли приобрести компанию, которая располагает производственными мощностями в Украине?

На сегодняшний день мы не рассматриваем покупку локальных компаний. Это связано с несколькими причинами, в том числе с рисками, не самым благоприятным инвестиционным климатом, отсутствием предложений по адекватным ценам и т.д. Но мы рассматриваем возможности партнерства с локальными игроками. Я считаю, что будущее фармрынка Украины будет развиваться именно по этому пути. Для нас это выход на местный рынок и лучшее понимание его потребностей.

С какими украинскими компаниями вам было бы интересно сотрудничать?

Конкретных компаний я не могу назвать, но со стороны украинских производителей есть обоюдный интерес. В первую очередь это касается препаратов для лечения диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Как последние инициативы правительства (дополнительное лицензирование импортируемых лекарств, запрет на рекламу лекарств, запрет на указание торговых марок во время назначений препаратов) повлияют на рынок?

Я работаю в Украине уже десять лет, но еще никогда не было столько новшеств в регулировании фармрынка, как в этом году. Это спровоцировало нестабильность на рынке, особенно ввиду того, что большинство законодательных изменений было принято без консультаций с участниками рынка.

Одним из наиболее важных шагов стало введение обязательной сертификации по стандартам качества GMP всех импортируемых в Украину фармпрепаратов. Данное решение правительства абсолютно правильное, и мы его полностью поддерживаем. Проблема — во временных рамках реализации этой инициативы. Только несколько недель назад было официально объявлено, что новые требования вступают в силу с 1 января 2013 года, хотя ранее анонсировалась дата
1 июля 2013 года. Но такой короткий срок нереален, ведь чтобы получить GMP-сертификат для импорта в Украину, украинские чиновники должны посетить десятки предприятий, которые производят эту продукцию.

Таким образом, есть вероятность, что некоторые из продуктов, в том числе и жизненно важные препараты для лечения онкологических заболеваний, "Санофи" просто не сможет ввозить в Украину. Это касается только импортеров. Мне неизвестно, все ли украинские фармпроизводители уже прошли GMP-сертификацию. Еще раз хочу подчеркнуть, что эти меры правильные, и мы не говорим о необходимости отмены этих норм — но мы говорим о необходимости правильного временного планирования и продления времени на то, чтобы их воплотить в жизнь.

Насколько для вас важен рынок Украины?

Украина является частью одной из наших платформ роста — развивающиеся рынки — куда входят также Россия, Бразилия, Китай, Индия, ЮАР, Мексика и другие страны. В этих странах наблюдается больший экономический рост в целом и фармацевтического рынка в частности, чем в других странах мира. Поэтому именно эти рынки являются в настоящие время приоритетными для "Санофи". Уже сейчас на развивающиеся рынки приходится около 30% всех продаж компании, что больше, чем доля продаж на рынке Европы.

Какова доля Украины в общем объеме продаж компании?

Принимая во внимание то, что продажи "Санофи" в мире составляют 34 млрд. евро в год, доля Украины в них остается довольно малой. Но украинский рынок имеет большой потенциал, и мы рассматриваем его как ключевой фактор для роста компании.

В чем причины такого роста?

В первую очередь, население Украины стареет, что является общей тенденцией в странах Европы, и, соответственно, большему числу людей необходимо лечение. Это такой эффект снежного кома — они получают необходимое лечение, живут дольше и им нужно больше лекарств. Потребность в качественном лечении огромна, особенно это касается сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и диабета. Смертность от этих болезней остается чрезвычайно высокой в сравнении со странами Европы.

Во-вторых, расходы украинцев на лекарства остаются низкими. Так, в среднем один житель страны в год тратит на лекарства $70. В Беларуси этот показатель — $80, в России — более $100. Украинский рынок еще мал, поэтому он продолжит развиваться очень быстро.

Кроме того, реформа здравоохранения, которая начата в Украине, разрешит систему частичного возмещения стоимости лекарств для населения, что также приведет к росту продаж, потому что у большего числа людей появится доступ к медикаментам и качественному лечению. Здесь также стоит сказать о возможном введении в Украине обязательного медицинского страхования. Это также приведет к скачку продаж лекарственных препаратов.

Таким образом, я уверен, что в ближайшие пять-семь лет украинский рынок продолжит расти.

Какую долю занимает "Санофи" на рынке Украины?

Доля рынка "Санофи" в Украине — 4,41% (YTD 2012, ритейл).

Как кризис повлиял на деятельность компании?

Кризис в Европе существенно повлиял на нас. Правительства европейских стран вынуждены сокращать бюджетные расходы. В частности, под сокращение попадают и государственные расходы на частичное возмещение стоимости лекарств, что приводит к падению продаж медикаментов. Кроме того, общее падение доходов население приводит к тому, что потребители переходят на более дешевые генерики, соответственно продажи R&D компаний, таких как "Санофи", падают. Но, в конечном итоге, еда и медикаменты — это те вещи, на которые люди всегда будут тратить деньги.

Тем не менее, диверсификация, которую Группа провела несколько лет назад, позволила "Санофи" пережить кризис без больших потерь, в значительной степени компенсируя влияние мер, принимаемых правительствами, и патентных обвалов.

Люди просто покупают более дешевые генерики.

Да, на генерики уже приходится 90% продаж всех лекарственных препаратов (в натуральном выражении) в Украине.

Именно по этой причине несколько лет назад "Санофи" вышла на рынок генериков?

Да, верно. Для этого мы в 2009 году купили компании по производству генериков "Зентива" (Zentiva). Мы довольны ростом продаж, которые показывает компания. Конечно, он всегда может быть больше, но на рынке генериков очень высокая конкуренция. В этом году мы запустили четыре новых продукта, в следующем планируем пустить пять. И вы правы, начало работы и на рынке генериков поможет нам компенсировать падение продаж наших более дорогих инновационных продуктов. Ключевой фактор успеха в сегменте генериков — это правильное управление портфелем продуктов, и именно в этом направлении "Зентива" обладает многими ноу-хау.

Каковы ваши финансовые ожидания по итогам года?

Если бы вы задали мне этот вопрос три месяца назад, я бы ответил, что рост украинского фармацевтического рынка замедлился и по итогам года составит 12-13%. Да, о таком росте другие секторы экономики могут только мечтать, но мы ожидали большего. Однако в последние месяцы рост ускорился, и по итогам года мы ожидаем рост в 15%.

Какие препараты сейчас самые продаваемые в мире?

На протяжении последних нескольких лет абсолютным рекордсменом по продажам в мире является препарат для снижения уровня холестерина "Липитор". Второе место занимает продукт компании "Санофи" — антитромбоцитарное средство "Плавикс", продажи которого в прошлом году составили около $9 млрд. Но вскоре ситуация существенно изменится, так как у этих топ-продуктов уже в этом году появятся конкуренты-генерики на всех ключевых рынках Европы и США. Таким образом, в 2013 году картина будет совершенно иной, как с точки зрения рейтинга продуктов, так и, возможно, компаний. На третьей строчке антидепрессант "Сероквель". К слову, топ-6 в мире включает три препарата для лечения депрессий и психических расстройств.

В Украине ситуация немного другая. Украинцы имеют ограниченный доступ к этим продуктам, к тому же, уже долгое время здесь доступны некоторые генерики. Поэтому рейтинг самых продаваемых медпрепаратов выглядит совершенно по-другому. Так, лидером по продажам в Украине является препарат "Актовегин". Среди препаратов компании "Санофи" уже несколько лет пальму первенства удерживают "Эссенциале Форте", который занимает 5-е место в общем рейтинге, и "Но-Шпа", которая занимает 7-е место.