Новый глава Надра Банка Дмитрий Зинков: "Наш главный актив сегодня — это сеть"

Дмитрий Зинков, экс-глава ОТП Банк в Украине — одно из самых громких на сегодняшний день имен на отечественном банковском рынке. Его уход из ОТП, после шести лет управления банком, участники финрынка называли событием года…

Ровно до того момента, пока его не "перебило" другое событие: 2 июля Дмитрий Зинков возглавил Надра Банк. О том, как чувствует себя банкир, "скроенный" полностью по европейским стандартам, в украинском банке, что намерен делать с непростой репутацией Надра Банка и чего ждет от украинского финрынка в ближайшие годы, Дмитрий Зинков рассказал "Делу" в своем первом на новой должности интервью.

Дело: Не могу не спросить — как ощущения на новом месте?

Дмитрий Зинков: Оно уже не новое. Я уже на 100% погружен в дела банка. Не могу сказать, что успел полностью вникнуть во всю долгую историю Надра Банка — наверное, есть вещи, которые мне еще предстоит узнать. Но всеми сегодняшними процессами, как тактическими, так и стратегическими — я полностью руковожу.

Насколько ожидания совпали с реальностью?

У меня не было иллюзий в отношении банка Надра. На рынке я давно, и знаю, что происходит. Надра банк, как один из крупнейших, всегда был на виду, и я следил за ситуацией. Кроме того, у нас давно сложились хорошие отношения с Валентиной Жуковской (временный администратор, а затем экс-председатель правления банка Надра — прим. ред.) мы часто общались. И естественно, перед тем как прийти сюда, я изучил много информации. Так что каких-то больших сюрпризов не было. Я бы даже сказал, был приятный сюрприз: придя сюда, я понял, что банку удалось сохранить свои "розничные традиции", даже несмотря на кризис.

Вы будете делать упор на развитие Надра Банка как розничного банка?

Банк "Надра" всегда был и остается универсальным банком. Но корпоративный бизнес — это большая часть баланса, но небольшая часть процессов и персонала в банке. Основной же упор в банке "Надра" делался на розницу. Она строилась давно, и очень грамотно — в оптимизации розничных процессов поучаствовал не один консультант с мировым именем. Поэтому розничные традиции, культура, процессы в этом банке очень сильны.

Да, но розничная сеть Надра Банка строилась до 2008 года. Рынок сильно сократился с тех пор. Зачем она вам сейчас?

До кризиса сеть состояла из 600 с лишним точек. Сейчас их 536. Самые убыточные были закрыты. Вопрос "Что делать с сетью?" действительно стоял передо мной… пока я не проанализировал уровень затрат сети. Она обходится очень дешево. В первую очередь за счет того, что большая часть помещений — собственные. Да, и среди оставшихся некоторые отделения — не прибыльны. Но если их закрыть, то это почти не повлияет на баланс банка. Куда больший смысл имеет загрузить эти отделения новым бизнесом. Ведь что они делали во время кризиса? Только возвращали депозиты и принимали платежи по кредитам. Только в последний год, когда из банка уже вышла временная администрация, сеть начала активно привлекать зарплатные проекты.

Успешно?

Более чем — банк сейчас занимает более 5% рынка зарплатных карт.

Чем еще планируете "загрузить" сеть?

Сбор депозитов. Платежи.

Разве платежи — прибыльное направление?

Конечно. Банк Надра работает в массовом сегменте. Я бы даже сказал что это такой mass minus. Сюда относятся и пенсионеры, люди, получающие социальные выплаты. Конечно, если рассматривать платежи просто как операцию по сбору денег — они выглядят убыточными. Но при таком низком уровне себестоимости банковских услуг, какой у нас есть сейчас, очередь из людей с квитанциями становится генератором потока клиентов. Прием платежей создает отличный потенциал для кросс-продаж.

Например — кредитов?

Мы сейчас финализируем проект "Кредитная фабрика" — его реализация позволит существенно ускорить обработку кредитной заявки и запустить выдачу беззалоговых кредитов и кредитов

наличными. Собственно, мы их и сейчас выдаем, просто на базе скоринга другого банка. А пока из всех кредитных продуктов активнее всего идут кредитные карты. Они сейчас "на гребне волны" — люди вновь возвращаются к их использованию.

А POS-кредиты планируете выдавать?

Нет.

Вы первый банкир за последнее время, который говорит "нет".

Не сегодня. Это пока — за повесткой дня. Сегодня задача активизировать ту сеть, которая есть. Сеть из более чем 500 отделений — это самый большой актив этого банка. Поэтому мы будем развивать в первую очередь те продукты, которые завязаны на сеть.

Будете ли развивать залоговое кредитование?

Это в будущем. Я сторонник того, чтобы такие кредитные продукты сейчас в банке были. Но большого потенциала в них я пока не вижу. Спроса нет, даже на автокредиты. Кредит на 5 лет под 25% годовых — ну кому это нужно? Поэтому мы сейчас выбрали такую позицию: если клиента придет к нам и попросит кредит, скажем, на авто — он его получит. Но специально мы никому ничего не предлагаем.

А долго еще продержится 25% годовых? Предпосылок к удешевлению гривни нет?

Пока есть только дефицит гривни. И будет. Потому что НБУ продолжит удерживать стабильность нацвалюты монетарным путем. Это означает только одно — гривни будет мало и она будет дорогая. Именно поэтому сейчас опять разворачивается депозитная гонка. То, что осенью будет дефицит нацвалюты, было понятно еще летом, но сейчас ситуация усугубляется еще и тем, что многие клиенты снимают гривню и конвертируют в доллар, и держат деньги уже на валютных счетах.

В свете последних событий этот тренд, думаю,­­ активизировался.

Клиенты, которые умеют считать, доллары не скупают. Они давно подсчитали, что если даже курс гривни опустится до 8,5 грн/$1 в конце года, то при существующих ставках по гривневым депозитам все равно выгоднее остаться в гривне. Правда, таких клиентов не много.

Очевидно, не все верят в 8,5 грн/$1 до конца года.

Я убежден, что гривня не упадет ниже уровня 8,5 грн/$1. У нее просто нет потенциала для большего падения. В реальности сейчас на курс давят только девальвационные ожидания населения, истерия, которая всегда присуща осени — что-то произойдет… Мне кажется, НБУ очень правильно поступает, допуская такие колебания. Пусть те, кто купили по 8,22, продадут по 8,11. Обожжешься так пару раз — пропадет охота выстраиваться в очередь за дефицитным долларом. Будет так, как в России, где 10%-ные колебания курса не вызывают у населения никаких эмоций. Все знают, что рубль может качнуть в одну сторону, а через два дня — в другую.

У нас люди не очень доверяют не только гривне, но и банкам. Как Надра Банку удается собирать депозиты с таким "репутационным багажом"?

Я полностью осознаю, что три года временной администрации нанесли банку серьезный репутационный урон. История у Надра Банка сложная, и все может исправить только время. А если говорить о том, как работать с этим сейчас — да очень просто. Да, есть репутационный риск. Для тех, у кого есть опасения по работе с банком, стимулом работы должна стать цена. Сегодня мы должны тому клиенту, который возвращает деньги в Надра Банк, компенсировать его опасения ценой. Мы даже разработали специальную "пробную" программу бесплатного обслуживания до 6 месяцев. Приходи, открывай счет, работай. Несколько платежей, и ты понимаешь, что казначейство работает оперативно, платежи ходят, задержек никогда не бывает, клиент-банк работает идеально, операционисты приветливы… Если тебя это устраивает — переходим к нормальному тарифу. То же самое и с депозитами — у нас стимулирующая ставка. Такой стратегии мы будем придерживаться и дальше. Пока не забудется.

Думаете, забудется?

Да. Я не буду называть банки, но ведь не только в банке Надра была временная администрация. Есть банки, откуда ВА вышла на год-полтора раньше… и уже забыли.

То есть вопрос о ребрендинге не стоит?

Нельзя сказать, чтобы мы не размышляли об этом. Но я уверен: имя банку менять не нужно. Очень высокая узнаваемость бренда — по этому показателю мы на третьем месте среди всех банков в Украине. А при знании бренда поменять восприятие с минуса на плюс легче, чем добиться сначала узнаваемости, а потом — позитива. Ведь для старого клиента, сколько ты не меняй название, все равно останешься "бывшим Надра банком". Старый бренд люди будут помнить очень долго. Чтобы вывести новый на такой уровень знания, и завоевать позитивное отношение — нужно много времени и много денег. И, боюсь, того уровня узнаваемости все равно не удастся добиться.

Тем более что в разработку бренда Надра Банка в свое время было вложено много и грамотно. Цветок, и модель отделений, сервисная модель, дизайн — они прогрессивны, сегодня это одна из самых прогрессивных моделей и в Украине, и в Европе. К нам сейчас возвращаются многие клиенты — ведь было действительно классно! Это все убеждает меня в том, что бренд должен остаться. А задача всего банка, в первую очередь, конечно — персонала — поменять отношение клиентов.

И, чтобы закрыть вопрос плохой репутации, хочу напомнить, что все вклады ведь были выплачены до копейки! Просто возвращали очень долго, что вызывало нервозность — а отдадут ли вообще? Больше всего пострадали те, кто в самом начале поддался панике и "схлопывал" свои депозиты с чужими кредитами, выкупал какие-то совершенно ненужные залоги… И сейчас они признают, что лучше бы подождали. Потому что те, кто ждал, получили все — и деньги, и проценты. Наверное, это тоже сыграло свою роль в том, что в августе этого года банк продемонстрировал рост депозитной базы по сравнению с августом прошлого года, когда из Надра Банка вышла временная администрация. То есть с рынка пришло больше, чем клиенты сняли! Это перелом ситуации.

Как бы вы охарактеризовали развитие украинского банковского рынка на 2013 год?

Ренессанс украинских банков. Я давно уже говорил — время иностранцев на нашем финрынке уходит. Говоря об иностранцах, я имею ввиду не только европейские, но и российские банки. Ближайшие несколько лет — время украинских банков.

О взаимоотношениях с Дмитрия Зинкова акционером Надра Банка Дмитрием Фирташем читайте в понедельник, 17 сентября, в свежем номере "Инвестгазеты".