Нужны ли украинским отелям "звезды"

Секретарь Комитета по вопросам отельного бизнеса и туризма Американской торговой палаты в Украине, управляющий партнер ArtBuild Hotel Group Алексей Евченко о том, что нужно делать, чтобы система классификации гостиниц заработала в Украине

Система классификации гостиниц — это самый важный критерий, который помогает потребителю четко ориентироваться в количестве и качестве услуг, предоставляемых гостиницей определенного класса. Как показывает мировая практика, система классификации гостиниц может быть разной: "звезды", "бриллианты", "деревья", "яблоки" и многое другое. Но все они сводятся к тому, что в рамках одного класса присутствует определенный набор критериев, одинаково понятных как потребителям, так и отельерам, а также определяющих уровень гостиничного продукта и его ценовой сегмент.

В Украине на сегодняшний день не существует четкого деления гостиниц на классы или категории. Туристы, приезжающие в нашу страну и привыкшие к услугам, к примеру, 4-звездочных гостиниц, рассчитывают на аналогичный уровень сервиса, однако могут получить качество и набор услуг уровня 2 звезд. Такая парадоксальная ситуация сложилась, в первую очередь, потому, что до последнего времени на отечественном гостиничном рынке работал очень неэффективный механизм, посредством которого гостинице присваивалась определенная категория. В конце 2011 года для решения подобных проблем в туристической отрасли и секторе гостиничного хозяйства было создано Государственное агентство Украины по туризму и курортам. Одной из основных задач Агентства, поставленных Кабинетом министров Украины, стало, в том числе, создание новой системы категоризации гостиниц.

Следуя поставленным задачам, в декабре 2011 года этот государственный орган организовал несколько встреч с представителями профессиональной общественности: юридическими и консалтинговыми компаниями, гостиничными операторами, общественными организациями и бизнес-ассоциациями. Компании-члены Американской торговой палаты в Украине совместно с другими экспертами активно работали над созданием новой системы категоризации, в частности, разработали детальные и современные критерии к каждой категории гостиниц. За их основу были взяты стандарты ХОТРЕК"а (Конфедерации национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов), а также часть французских, российских и украинских стандартов. Увы, сейчас новые стандарты лежат "мертвым грузом", поскольку в вопросе, кто и каким образом будет определять соответствие объекта определенным критериям, позиции государства и участников рынка оказались прямо противоположными. Более того — вопреки профессиональному общественному мнению 5 сентября 2012 года было принято Постановление Кабинета министров Украины, которое предусматривает использование принципа добровольной категоризации гостиниц.

Это значит, что собственник новой гостиницы сможет самостоятельно определить категорию объекта по собранным в таблицу критериям. По мнению профессионалов рынка, такая система скрывает серьезную опасность для владельцев гостиниц. Причин тому несколько.

Во-первых, оценивая свое детище, не каждый сможет определить категорию объективно.

Во-вторых, за нарушение процедуры категоризации, то есть несоответствие объекта принятым стандартам, предполагается налагать необоснованные штрафы — до 50% от дохода предыдущего отчетного периода. А поскольку в проверяющих органах практически отсутствуют профессионалы рынка гостиничной недвижимости, к любой проверке они будут относиться как бюрократы. В подобной ситуации найти в процедуре категоризации какие-либо несоответствия будет относительно просто. Такая система категоризации не решит существующих проблем, а привнесет в отечественный рынок гостиничной недвижимости еще больше хаоса и неразберихи.

Примеры мировой практики подтверждают, что категоризацией должны заниматься прошедшие обучение специалисты, которые знают и понимают, как правильно применить критерии к той или иной категории гостиницы и выставить оценку. Это должно служить, в том числе, и дополнительным защитным механизмом для собственников гостиниц. Ведь если гостиница получает категорию от профессионалов, а затем ее подтверждает государство посредством лицензии, то никакой проверяющий орган не может обвинить владельца гостиницы в том, что он несправедливо или неправомочно сам себе присудил категорию.

В-третьих, на сегодняшний день в Украине отсутствует традиция саморегуляции гостиничного рынка. В странах, где введен добровольный принцип категоризации гостиниц, существует вековая традиция использования определенных критериев в сфере гостиничных услуг. Поэтому собственники отелей, которые, к тому же, обладают определенным уровнем законопослушания и добросовестности, отлично знают, как применить данные критерии. В Украине такой традиции нет, поэтому, с точки зрения профессионалов, наиболее приемлемым вариантом развития событий было бы внедрение системы обязательной сертификации и категоризации гостиниц. Тем более, что примеры из мировой практики показывают ее эффективность и целесообразность, особенно на развивающихся рынках.

Так, гостиничный рынок Турции в свое время столкнулся с недобросовестностью отельеров, которые добровольно присваивали своим объектам несоответствующий, завышенный, "турецкий" класс. Тогда этот вопрос взяли под контроль государственные органы, занимающиеся вопросами туризма, и на государственном уровне ввели жесткие критерии классификации гостиниц. Сегодня гостиничный рынок Турции быстро развивается и является гораздо более структурированным и понятным для туристов со всего мира. В европейских странах, где внедрен принцип добровольной категоризации гостиниц, существуют специализированные общественные организации, имеющие серьезный отраслевой авторитет и регулирующие присвоение категории той или иной гостинице.

В Украине же наличие системы добровольной категоризации означает то же самое, что ее отсутствие. Такая ситуация может привести к тому, что западные бренды получат преимущество перед отечественными брендами, поскольку западный потребитель попросту не будет доверять отечественной "системе звезд". Безусловно, развитие отелей международных брендов является важный этапом развития отрасли, однако, в ситуации, когда украинский инвестиционный климат оставляет желать лучшего, большую часть внутреннего рынка формируют все-таки отечественные инвесторы. Именно поэтому основные усилия отельеров и государственных структур, занимающихся вопросами туризма, должно быть направлено на выработку единого видения дальнейшего пути развития гостиничной отрасли. До тех пор, пока по этому вопросу не появится единое мнение, ситуация с классификацией отелей будет напоминать басню И.Крылова "Лебедь, рак и щука".