О менеджерах и роли конфликтов

Менеджмент по сути — это storytelling. Если ты умеешь рассказывать истории, связывать их с бизнесом, тогда ты суперменеджер

Новый глава компании "Киевстар" Петр Чернышов делится в блоге для "Киевстар Бизнес" Дайджеста своими соображениями по поводу того, что компания — это большой театр, и каждый менеджер в нем может подчас играть несколько ролей.

Менеджеры играют роли — как в театре! Если человек способен не только вести бухучет, но также играть роль, у него есть шанс стать финансовым директором. Кроме того, менеджмент по сути — это storytelling. Если ты умеешь рассказывать истории, связывать их с бизнесом, тогда ты суперменеджер. Люди плохо запоминают аксиомы и постулаты, но хорошо помнят интересные и поучительные истории.

У финансового директора есть три основные роли. Первая — это голкипер. Он должен держать оборону, защищать компанию от всяких неприятных вещей. Если они случаются, исправлять ситуацию обычно отправляется финансовый директор. Он должен видеть тонкие места и защищать их. Вторая роль — коммуникатор. Представим себе, что финансовый директор приходит к начальнику цеха и говорит: "Сделай так, чтобы у нас EBITDA была 15%". Он ничего не поймет и пойдет дальше делать свою работу, подумав, что наверху сошли с ума (и, кстати, правильно решит!). Коммуникатор должен говорить так, чтобы людям было понятно, провести декомпозицию целей на небольшие, доступные рядовым менеджерам, но при этом обеспечивающие достижение целей компании. Третья роль финансового директора — это messenger. Финансовый директор доставляет много messages: аналитикам, совету директоров, журналистам, банкам, аудиторам, — и его словам должны верить. Поэтому ему следует быть очень убедительным, и не только в цифрах, но и внутренней силой.

Если заменить роль голкипера на арбитра — получится генеральный директор. В компании есть маркетологи, логистики, директор по производству, и если бизнес идет правильно, они находятся в постоянном конфликте. Генеральный директор, как уважаемый арбитр, если потребуется (так в хорошей компании быть не должно), рассудит конфликт, пусть даже кто-то что-то и потеряет. И это крайне важная функция.

Мы, менеджеры разных функций, по сути, дополняем друг друга. Конфликты должны быть, но в правильном количестве. Если их будет слишком много, они развалят компанию. Но если их нет — это тоже нездорово. Конфликты двигают бизнес вперед.