Облачное движение или как обработка данных влияет на бизнес

Отвечая на вопрос об инвестициях в ИТ-инфраструктуру, специалисты Lattelecom рекомендуют аутсорсинг. Три тезиса "за", как внешние решения экономят время и деньги бизнеса

В условиях растущей конкуренции рано или поздно перед предприятиями возникает вопрос, как эффективнее финансировать ИТ-инфраструктуру. Традиционно выделяют две основные модели — финансирование через капитальные затраты (Capex), когда ИТ-инфраструктура покупается на 3-5 лет, либо операционные расходы (Opex). Другими словами — инвестировать сразу и много, либо же оплачивать ИТ-потребности в зависимости от запроса каждого конкретного периода развития бизнеса. Ваша сфера деятельности, задачи компании и планы во многом должны ответить на эти вопросы.

#1 Оптимальное решение сейчас вместо ожидания будущих выгод

Если предприниматель выбирает модель CAPEX — инвестиции в собственную инфраструктуру — то, кроме вложений, сразу же возникает ряд вопросов.

Вопрос планирования/будущего

В условиях постоянных изменений сами собственники не могут точно спрогнозировать долгосрочное развитие бизнеса, а значит, и определить потенциальную нагрузку ИТ-инфраструктуры через какое-то время. При составлении прогноза обычно принимается во внимание существующий темп развития и бюджет предприятия, но не учитываются тенденции в развитии ИТ, изменения бизнес-процессов и привычек потребителей в использовании инфраструктуры.

Все больше компаний выбирают интернет-среду для своего бизнеса (э-коммерция) или руководят им удаленно в сети, и тут критически важен доступ к онлайн-ресурсу и уверенность в том, что инфраструктура будет работать без помех. Мы неоднократно слышали о том, что отсутствует доступ к серверу, например, из-за жаркой погоды — серверы перегрелись и отключились, также регулярны жалобы на недоступность услуг из-за повреждения интернет-кабелей. Некоторые до сих пор считают, что хранить все при себе безопаснее, но нередки ситуации, когда компании необъективно оценивает инфраструктуру собственного объекта. Например, производственный объект расположен в поле, где нет оптики, и для передач данных используются радиорелейные линии. Любая непогода сразу же влияет на связь, а значит, и на работу.

Вопрос кадров  

Здесь имеется целый ряд факторов — какие дополнительные инвестиции необходимы для обучения сотрудников, какой новый персонал и какова его стоимость для бизнеса в случае инвестиций в собственную систему. Частично эти же кадровые вопросы возникают и при внедрении новых систем, часто компетенций сотрудников становится недостаточно, а также бизнесу, который работает 24/7 нужно внедрять работу по сменам, что сразу увеличивает расходы на ИТ. Для того чтобы внедрить ИТ-систему, нужно обучить своих специалистов, и стоимость обучения зачастую превышает 3000 евро, кроме того, каждый год нужно инвестировать в поддержание их профессионального уровня. Плюс сменяемость персонала, а это значит, что обучение нужно повторять. Из своего опыта можем сказать, что все больше компаний выносят инфраструктуру, чтобы уменьшить риск недостатка ИТ-ресурсов и зафиксировать эти расходы. Если говорить об Украине, то рынок облачных услуг каждый год растет на 20%.

Вопрос целей

При выборе Центра обработки данных (ЦОД) бизнесу важно понимать, какие задачи он решает для компании — там находится основная инфраструктура, резервный ЦОД или же backup. С точки зрения эффективности важно соизмерять стоимость информации и стоимость ее защиты. В зависимости от нагрузки и задач нужно определиться с наличием сертификата TIER и его категорией.  Если Tier 1 это скорее базовая серверная, то Tier 4 имеет двойную инфраструктуру. Операторы ЦОД должны иметь необходимые сертификаты, а поставщик услуг — высокую репутацию и быть доверенным лицом для бизнеса. Важно понимать, какие еще дополнительные услуги может предоставить поставщик. А также учесть необходимость соответствовать стандартам управления информационной безопасностью (ISO27001), для финансовых учреждений необходим сертификат безопасности данных VISA/MC PCI DSS Level1.

#2 Гибкость вместо консерватизма

Хранение в облаке или же аренда шкафов — еще один актуальный вопрос для компаний. При выборе облака предприятие может эластично менять объемы, соотнося их с бизнес-задачами, при этом платить только за реально использованный ресурс. При использовании традиционной модели эта эластичность пропадает. Доступность сервиса в облаке намного выше, так как облако находится в резервированных ЦОД. Среди плюсов также резервированные каналы связи и backup. Выход из строя из ресурсов не влияет на работоспособность облачной услуги. Немалое значение имеет безопасность, провайдер облачных ЦОД может предоставить дополнительные услуги, среди них, например, защита от DDos, проверка уязвимости систем и т. д.  Облака изменили мышление о скорости расширения ИТ-ресурсов, поскольку если дополнительные ресурсы нужны сегодня, то можно их получить сразу, а не через день или неделю. Это дает возможность быть на шаг впереди конкурентов во время запуска новых продуктов на рынок.

#3 Экономия вместо дополнительных затрат

Выбирая облачные технологии, предприятия платят только за реально израсходованный ресурс. Как это работает — в случае сезонных всплесков бизнеса, ведь можно расширить ресурсы на необходимый временный период, к примеру, если планируется распродажа товара либо какая-то активность. Или же наоборот — снижается активность, а добавить ресурсы необходимо для тестирования новых продуктов. При таком подходе нет необходимости изымать средства из оборота компании, поэтому можно перенаправить их на другие задачи. Экономия времени также достигается за счет использования облаков. Не нужно тратить ресурс на "железо", устранение неполадок, оборудование помещения для ИТ-инфраструктуры и другие сопутствующие вопросы. Облачная услуга может быть внедрена почти мгновенно благодаря эластичности и доступности ИТ-ресурсов по запросу. 

Если сравниваем облачные решения с классической инфраструктурой в офисе, то резюме следующее:

- облако намного эластичнее, поскольку расширение инфраструктуры занимает минуты вместо недель;

- ресурсы используются эффективнее, экономия около 20% затрат;

- существенно увеличивается доступность услуг с использованием резервированной облачной инфраструктуры;

- доступны эксперты в режиме 24/7, которые заботятся об инфраструктуре.