Павел Штутман: Собственник «Червоної зірки»

Совладелец группы компаний «Гидросила групп» и «Эльворти групп» Павел Штутман рассказал, как ему удается возвращать НДС и почему он не афиширует свое членство в Партии регионов

группы компаний «Гидросила групп» и «Эльворти групп» Павел Штутман рассказал, как ему удается возвращать НДС и почему он не афиширует свое членство в Партии регионов

Учитывая, что денег на закупку сельхозтехники у аграриев сейчас нет, а государство свернуло программы технического переоснащения села, какие потери несут ваши компании?

Безусловно, сегодня падение спроса на сельхозтехнику в Украине велико, объемы потребления упали в разы. Если эксперты говорят о 4-6-кратном падении, то у нас этот показатель несколько меньше. Чем дороже техника, тем меньше ее ликвидность. Мы же не производим сверхдорогого оборудования.

Много продукции, произведенной в 2008 году, осталось на складах предприятия?

Основную часть сельхозтехники продали. Что касается гидравлики, запасов практически не осталось. В целом производство гидравлики уменьшилось примерно на 20%. По сельхозтехнике — спад более значительный. Объемы производства пришлось сократить почти на треть.

В связи с этим, наверное, допускаете остановку производственных мощностей, отправку сотрудников в отпуск, сокращение персонала?

Сегодня нет необходимости в дополнительных сокращениях. Более того, если стабилизация, которая сейчас наблюдается, будет сохраняться, наоборот — планируем увеличение объема персонала.

А сколько сократили людей, начиная с осени прошлого года?

Сокращения были, но со своими сотрудниками мы сохранили связь. И сегодня люди возвращаются на свои рабочие места.

А как на сегодняшний день дело обстоит с экспортом? Стали меньше продавать продукции за рубеж?

Как раз наоборот — доля экспорта увеличилась. Основное экспортное направление, по которому мы работаем, это рынок СНГ. К тому же увеличились поставки в Болгарию, Румынию, Словению, Польшу. Много продукции идет в Китай. На данный момент объем экс-порта сельхозтехники у нас составляет 65%. Думаю, в ближайшее время доля экс-порта будет только увеличиваться. Связано это с падением потребления сельхозтехники в Украине.

То есть таких стран, которые в условиях кризиса отказались бы от ваших услуг, нет?

Нет. Около года назад были моменты, когда мы ожидали проблем с реализацией продукции в Россию. Это было время обострения российско-украинских отношений на фоне конфликта на Кавказе. Тогда Россия серьезно рассматривала вопрос о поддержке отечественного товаропроизводителя. Это, в общем-то, сегодня и происходит, так как они выдают кредиты на покупку отечественной техники. Нас спасает то, что мы имеем два завода в России. И в какой-то степени мы также и российские производители.

Ваши российские заводы ориентируются только на российский рынок?

Ну почему? И на экспорт в том числе. Если в Белгороде мы приобрели помещения и разместили в нем оборудование, то в Пензе взяли уже готовый завод и реконструировали его. Переоснащение идет до сих пор. К слову, в прошлом году мы инвестировали во все свои производства, в развитие, капитализацию, оборотные средства и прочее около $20 млн.

В какую страну вам выгоднее всего экспортировать продукцию?

Выгода зависит от числа продаж. Больше всего продукции экспортируем в Российскую Федерацию (РФ). Так сложилось еще со времен Советского Союза, так как наши предприятия имеют свою, порой продолжительную, историю. К примеру, заводу «Червона зірка», на основе которого создана структура «Эльворти Групп», уже 135 лет. В своем сегменте на рынке производства сельхозтехники наша доля в СНГ достигает 50%.

В конце прошлого года у вас были проблемы с возмещением НДС за экспортную продукцию. Вы даже обращались к Тимошенко с письмом по этому поводу. С того времени что-то изменилось к лучшему?

В последнее время НДС не своевременно, но возвращают. По сравнению с ситуацией конца прошлого года долг государства сократился примерно в пять раз.

Получается, что письмо к премьеру позволило сдвинуть дело с мертвой точки?

Не знаю, что повлияло. Может, позиция губернатора Василия Моцного… На самом деле, знаете, сколько было написано писем! Писали и руководители предприятий, и заводские профсоюзы. Честно говоря, меня удивляет подход самых различных правительств. С одной стороны, говорят: стране необходимы устойчивые валютные поступления. С другой — система администрирования НДС делает экспорт невозможным. Если крупные компании еще могут проламывать НДС, то для предприятий поменьше экспорт — табу. Хочешь заниматься экспортом? Значит, у тебя с головой не все в порядке!

Много бизнес-партнеров у вас в Украине?

Достаточно, причем самых разнообразных. Это и «Техноторг», «Агроресурс», «Украгролизинг». Тот же Харьковский тракторный завод покупает у «Гидросилы» гидравлику.

За счет каких средств ведете бизнес в это трудное время?

В том числе и за счет заемных. Сотрудничаем с Укр-соцбанком, Укрэксимбанком.

Поделитесь секретом: сколько кредитных долгов висит на группе ваших компаний?

Не могу — забыл (смеется). Сейчас это уже не так актуально. Основная масса денег, вложенных в производство, — собственные оборотные средства. Есть и инвестиционная составляющая.

А предприятия, работающие «в минус», имеете?

Нет смысла выделять отдельно убыточные компании. Наш бизнес измеряется целиком, по всей системе распределения. Основные убытки были «благодаря» долларовым кредитам и курсовой разнице, которая в итоге и привела к потерям. Но, несмотря ни на что, І квартал мы сработали «в плюс».

При какой рентабельности?

Средней по машиностроительной отрасли — 5-8%.

В прессе о вас говорят как о миллионере, ваше имя вносят в рейтинги самых богатых людей страны. Что думаете по этому поводу?

Все оценки являются условными. У так называемых экспертов нет возможности, полной информации объективно оценить бизнес. Честно говоря, когда мне сказали о рейтинге, то я в течение недели не мог найти времени, чтобы посмотреть эту статью. Пока секретарь не положила ее мне на стол.

Какая доля всего бизнеса  принадлежит непосредственно вам?

Я основной владелец, но не единоличный.

Вы сейчас являетесь членом Партии регионов?

Я не хотел бы смешивать политику и бизнес, проводить какую-то агитацию. Я с вами беседую как бизнесмен.

В то же время в прессе ваше имя всплывает на фоне внутриполитических разборок в Кировограде. Совсем недавно Виктор Кухаренко, покидая пост председателя кировоградской городской организации Партии регионов, назвал вас человеком, далеким от идей «регионалов». Что предшествовало этому высказыванию?

Сказал человек, это его личное мнение. В Интернете много высказываний.

Вместе с тем его сменил ваш человек — генеральный директор ОАО «Гидросила Групп» Юрий Титов. Потом  вы же не новичок в политике — в свое время были в рядах СДПУ(о).

Я не хотел бы комментировать свою политическую принадлежность. Это не является целью моей публичности. Она (публичность) заключается в экономической деятельности.

Павел Штутман

Родился 10 января 1962 года в Кировограде
 Окончил  Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения.
 Трудовую биографию начал инженером-конструктором на ОАО «Гидросила» (Кировоград).
 1998-2006 годы — депутат Кировоградского городского и областного советов.
 2006-2008 годы — член Кировоградского горисполкома, председатель Наблюдательного совета ОАО «Гидросила Групп». Возглавляет Наблюдательный совет ЗАО «Эльворти Групп».

Структура «Гидросила Групп»:

 Гидросила, ОАО  
 Гидросила МЗТГ, ОАО
 Гидросила ТЕТИС, ООО
 Гидросила ЛЕДА, ЗАО 
 Гидросила, ЗАО Сбытовая Компания
 «Союзгидравлика» (Белгород, Россия)

Структура «Эльворти Групп»:

 ОАО «Червона зирка»
 ОАО «Грунтопосевмаш» (Кировоград)
 ЗАО «Белинсксельмаш» (Пенза, Россия)

Читайте также: Президент Воли: Демпингующие компании уйдут с рынка