Пенсионная реформа не терпит промедления

Директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова рассказала, что нужно сделать, чтобы пенсионная реформа была успешной

Элла Марленовна, есть ли, по-вашему, риск, что пенсионную реформу «заговорят»? Каковы перспективы развития событий, если изменения отложат в долгий ящик?

Риск сейчас очень велик. Из-за большого количества обсуждений, из-за разговоров о возможных уступках тем или иным категориям будущих пенсионеров люди вообще думают, что ничего на самом деле меняться не будет. По-человечески понимаю чиновников, которые вынуждены искать компромиссы. Я снимаю шляпу перед Сергеем Тигипко — он взвалил на себя очень тяжелый груз. Но проводить реформу надо, какой бы жесткой она ни казалась. Ведь никто почему-то не вспоминает, что предложения этого правительства гораздо мягче, чем было при советской власти. Колхозники тогда получали деньги, которые вообще нельзя было пенсией назвать. Военная выслуга считалась по календарным годам, а не по льготным. А с работающего пенсионера вычиталась часть средств именно из пенсии, а не из зарплаты.

Вы — за быстрые реформы или за последовательные?

Реформы нужно проводить быстро. Но из-за длительных разговоров мы уже потеряли темп. Как бы ни было болезненно, нужно понимать, что 2011 год — это последний шанс. Посудите сами: в 2012-м — выборы, никто о пенсионной реформе (если не проведут сейчас) и не вспомнит. 2013-2014? Сомнительно: впереди — президентские выборы. А к тому времени уже не будет возможности платить пенсии на нормальном уровне, ситуация будет ухудшаться из-за уменьшения количества плательщиков взносов в Пенсионный фонд. Да, бюджет сможет покрывать эти разрывы, но другие расходы, образование, медицина, инфраструктура, все будет финансироваться еще хуже, чем сегодня.

Удачно ли выбран момент для проведения реформы? В какой период времени она могла бы пойти легче?

Пенсионная реформа всегда идет тяжело. Легко идет то, что приносит результат сразу. Тут же априори не может такого быть. Лучшее время для внедрения таких изменений было в начале 2000-х годов, когда в стране возобновился экономический рост, началось оживление. На той волне можно было вводить. После кризиса в 2008 году многие потеряли работу, уменьшились зарплаты. Потому время отнюдь не лучшее. Но людей уже взбудоражили. Так что, снова откладывать, а потом снова будоражить? Воспользоваться ситуацией надо быстро. В этом плане хорошо сработал Николя Саркози во Франции: несмотря на протесты, провел повышение возраста. Точнее, вернул его на уровень, который был до правления социалистов. И бурление прекратилось. Когда все понимают неизбежность происходящего, протесты сходят на нет. Так же надо поступать и в Украине: делать, несмотря на риск быть «сожженным». Мое мнение такое: если, например, Сергея Тигипко хотят «сжечь» на пенсионной реформе, то сделают это только после того, как она будет проведена. Значит, они понимают, что он сможет ее провести и ему надо дать ее провести.

Что нужно было бы сделать в этом году?

Во-первых, нужно объяснять, зачем нам реформа. В США, например, каждое действие правительства объясняет по телевидению чиновник. У нас так не принято — любым словам власти веры нет. А должен был бы один раз выйти к людям президент — человек, от решения которого зависит, будет ли реформа, — и сказать: мы проводим вот такие изменения и ждем вот таких результатов. У нас же эту функцию на себя взял Тигипко. Но он всего лишь хорошо выполняет свои обязанности по проведению реформ. На парламент, который может проголосовать или не проголосовать, он влияния не имеет.

Во-вторых, нужно четко расставить приоритеты на нынешний год, а также заявить, когда мы введем второй уровень системы пенсионного обеспечения и какие меры по стимулированию корпоративного накопительного пенсионного страхования будут внедряться. Ведь открытые фонды, по большому счету, не смогут полноценно привлекать клиентов из-за наших копеечных зарплат. А вот корпоративные фонды, если им дать возможность инвестировать средства в свое развитие, при должном контроле могут быть действенным инструментом развития экономики.

Но для введения второго уровня нужно сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

Да, и при желании это сделать очень легко — убрать из бюджета ПФ расходы, которые идут на «дотягивание» пенсии до минимально обусловленного законодательством уровня. Это был бы шанс ввести накопительную систему уже в 2012 году. Когда небольшие суммы начнут перечисляться на отдельные счета плательщиков, положительные эмоции почувствует молодежь. За ними какое-то удовлетворение должны почувствовать их родители, радость за обеспеченное будущее детей. Если в 2011 году провести все самые неприятные изменения — повышение пенсионного возраста, страхового стажа, ограничения для госслужащих, военных и так далее, в 2012-м второй уровень системы пенсионного обеспечения сможет сбалансировать негатив.

Достаточно ли сбалансировать бюджет ПФ?

Нет, необходимо повышение зарплат, легализация занятости. Но пока общество на это смотрит сквозь пальцы, пока зарплата в конверте считается нормальной, никакое снижение налогов и взносов в социальные фонды не поможет.

Как вводить второй уровень, когда люди не верят в сохранность денег?

Действительно, люди экстраполируют историю сгоревших вкладов, проблемы в банке «Надра» и даже непрозрачность расходования бюджетных средств на использование денег, накопленных на втором уровне. Но нужно понимать, что в сгоревших вкладах виновато государство, которого уже нет. А от рисков коммерческих компаний правительство не может защитить граждан на все 100%. Способность объяснить это, способность идти, сцепив зубы и понимая, что это не принесет политических дивидендов, — большая проверка для власти.

Инна ТЕРЕЩЕНКО