План "перехват": поможет ли сеть парковок предотвратить транспортный коллапс в Киеве

При этом одними парковками не обойдешься — нужен продуманный детальный план интеграции Киева и пригородных зон
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Из-за постоянных пробок и заторов передвижение по Киеву наземным транспортом превращается в ад. Причем, время играет против киевлян, так как количество автомобилей увеличивается, а пропускная способность наших дорог — нет.

В рейтинге TomTom Traffic Index Киев находится на 12 месте в мире по уровню пробок, наряду с такими мегаполисами как Бангкок и Мехико. Только в прошлом году в столице зарегистрировали около 170 тысяч авто, что на 50% больше, чем в 2018 году. Кроме того, ежедневно в транспортные артерии столицы вливаются еще 200 тысяч автомобилей жителей городов-спутников.

Ситуацию осложнила еще и пандемия COVID-19. Даже те люди, которые раньше пользовались общественным транспортом, из соображений безопасности пересели в собственные авто. Если так будет продолжаться, то Киеву угрожает полный паралич транспортной системы.

В таких условиях власть заявила, что будет обустраивать сеть перехватывающих парковок у конечных станций столичного метро, ​​чтобы люди могли оставлять там свой транспорт и дальше передвигались подземкой. На станции метро Выдубичи такой паркинг уже работает, также планируется создать их возле станций Академгородок, Святошино, Ипподром, Сырец и Красный хутор.

Удивляет, что столичная власть выдает эту инициативу за какое-то ноу-хау, тогда как перехватывающие парковки появились еще в конце 60-х годов ХХ века. Сначала в США, потом перекочевали в Великобританию, а оттуда — на европейский континент. Сейчас под международным названием park and ride они действуют почти во всех крупных городах Европы и мира. В Вене их десять, в Стокгольме — более двадцати, в Канберре — девятнадцать.

То есть не прошло и полвека, как Киев оказался готовым перенять мировой опыт. Но перенимают его почему-то в усеченном виде, потому что почти все перехватывающие паркинги будут сосредоточены на правом берегу Днепра. Тогда как рекордсменом ежедневных маятниковых перемещений в Киев и обратно является город Бровары, находящийся на левом берегу (около 69 тысяч человек ежедневно).

Поэтому было бы целесообразно развивать сеть парковок равномерно. Более того, для жителей левобережных пригородов она более актуальна еще и потому, что этим автомобилистам приходится преодолевать знаменитые пробки на мостах через Днепр, которые забирают массу времени и нервов.

Отдавая должное инициативе по строительству перехватывающих парковок, не надо забывать, что это лишь небольшой элемент решения глобальной проблемы. Для 50-километровой зоны вокруг Киев превратился в центр притяжения, куда массово едут люди — на работу, получить услуги или просто развлечься. Пока власть Киева не может договориться с окружающими общинами о создании упорядоченной столичной агломерации, она формируется сама стихийным порядком. И поэтому создает колоссальные проблемы как киевлянам, так и жителям городов-спутников.

Здесь одними парковками не обойдешься. Нужен продуманный детальный план интеграции Киева и пригородных зон на основе взаимовыгодного обмена ресурсами и создания людям комфортных условий, в том числе для передвижения. Это и обустройство аналога немецкого и австрийского S-Bahn — железной дороги, охватывающей весь пригородный регион, строительство замкнутого кольца большой окружной дороги, минимизирующее транзит через Киев, расширение и модернизация дорог в ключевые города-спутники столицы и многое другое.

Нужно также выстроить правовые рамки функционирования городских агломераций, для чего следует принять соответствующий закон. В декабре прошлого года в парламенте был зарегистрирован законопроект 2637, который предлагает организованную форму сотрудничества города-метрополии и окружающих общин. В частности, относительно транспорта, дорог, водоснабжения, утилизации отходов и многих других проблем.

Есть надежда, что народные депутаты поддержат эту инициативу. Тогда в рамках столичной агломерации можно будет решить и транспортную проблему так, чтобы с одной стороны люди из городов-спутников могли быстро прибывать и уезжать из столицы, а с другой, чтобы это не усиливало трафик на киевских дорогах и не создавало дискомфорта для киевлян.