Почему Донбасс Украине нужен с работающими шахтами, а России — с закрытыми

В отличие от России, в Украине нет достаточных запасов нефти и газа, поэтому убыточные шахты Донбасса несмотря на финансовые сложности нужны нашему государству

Советский Союз прекратил свое существование почти 23 года назад. За это время страны бывшего СССР построили свою, отличную друг от друга экономику. Разными путями развивались и угольные отрасли Украины и России.

В России сегодня активно внедряется Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт. Согласно этой программе, закрываются старые шахты (введенные в эксплуатацию больше 40 лет назад) и шахты, на которых угольные пласты отрабатываются на глубине от 400-500 метров с применением ручного труда. Одновременно вводятся в эксплуатацию открытые угольные разрезы, где себестоимость добычи гораздо ниже, чем в подземных шахтах.

В рамках Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт только за 4 последних года, с 2009-го, на Кузбассе закрыто шесть шахт, уволено 6,5 тыс. человек. Предполагается, что с 2014-го по 2018 год будет закрыто еще восемь шахт и уволено около 5 тыс. человек. По этой же программе до 2018 года планируется построить новые угольные предприятия, добывающие уголь открытым способом. По официальной статистике, с 2009-го по 2013 год в угольной отрасли Кузбасса уже введено в эксплуатацию 20 новых современных предприятий по добыче и переработке угля с высокой производительностью. В текущем году в планах открытие двух угледобывающих разрезов. Цель реформирования угольной отрасли России — превращение ее в прибыльный бизнес.

В Украине большинство угледобывающих предприятий находятся в государственной собственности. С точки зрения финансовых показателей их деятельность абсолютно убыточна.

Для того чтобы поддерживать госшахты на плаву, для покрытия убытков государственных угольных предприятий из бюджета страны ежегодно выделяются миллиарды гривень — до 14 млрд в год. Дотации (12 млрд грн) сохранились даже в нынешнем кризисном бюджете.

В Украине едва ли не вся угледобыча ведется на уровне порядка тысячи метров, в том числе — с применением ручного труда. На Донбассе есть несколько государственных шахт, которые признаны в числе самых глубоких в мире. Глубина добычи на таких шахтах составляет от 1200 до 1550 метров, а возраст таких предприятий иногда достигает полувековой отметки.

Расходы на добычу и обогащение угля практически на всех госшахтах превышает рыночную цену продажи продукции в разы. Дотационные выплаты компенсируют угольщикам разницу между рыночной ценой на уголь и его себестоимостью. В 2013 году на каждую тонну угля, отпускная цена которой составляла 450-500 грн, выделялось из госбюджета в среднем 800-900 грн дотаций.

Можно долго спорить о целесообразности такого положения вещей. Я лично всегда был сторонником приватизации угольных предприятий, имеющих потенциал развития, и закрытия бесперспективных шахт. Однако по разным причинам комплексная и всеобъемлющая программа реформирования угольной отрасли Украины так и не была реализована. Так что федерализация с полной бюджетной автономией, а тем более отделение Донбасса будет означать только одно: дотации из госбюджета Украины прекратятся, и убыточные госшахты вынуждены будут немедленно закрыться. Список шахт, подлежащих закрытию в случае победы сепаратистов, включает 19 угольных предприятий Донецкой и Луганской областей, на которых работает почти 100 тыс. человек.

Я оптимист, поэтому не верю в перспективы сепаратизма на Донбассе. Однако для Украины сохранение отрасли с отрицательным уровнем прибыли в составе экономики страны означает одно: реформы необходимы.

Однако только с калькулятором в руках реформу угольной отрасли провести не удастся. При преобразованиях в угольной отрасли ключевым всегда был и останется фактор обеспечения энергетической независимости — убыточность шахты не сможет быть неминуемым приговором. В отличие от России, в Украине нет достаточных запасов нефти и газа. И именно это и есть ответ на вопрос, почему Донбасс Украине важен и нужен с работающими шахтами, а России — с закрытыми.