Почему ограничительные меры не спасут страну от вывода капиталов

Почему правительственный "черный список офшоров" не имеет ничего общего с борьбой против бегства капитала из страны

В мае Кабмин обновил список стран, операции с которыми подлежат ТЦО-контролю, его в народе называют "списком офшоров". Но офшоры — это юрисдикции, в которых налоги отсутствуют или находятся на минимальном уровне, и которые не разглашают информацию о бенефициарах компаний. В список же попали европейские страны, в том числе члены Евросоюза (Андорра, Болгария, Босния и Герцеговина, Ирландия, испанские Канарские острова, Кипр, Косово, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Черногория, Швейцария), в которых уплачиваются налоги и которые имеют конвенции об избежании двойного налогообложения с Украиной. С офшорами на практике договоров не заключают.

Среди европейских стран не только кипрские ставки налога на прибыль ниже, чем в Украине, но это не является достаточным основанием для отнесения страны к категории офшоров. С другой стороны, мы придерживаемся мнения, что списки стран, операции с которыми подлежат усиленному контролю, вообще не нужны. Нужен контроль над связанными лицами компаний, и тогда отпадет необходимость в таких списках.

Ошибочным является тезис о "бегстве капиталов" в офшоры. Скорее, речь идет об оптимизации представителями бизнеса налоговой нагрузки и дополнительной защите средств. Ведь не секрет, что иностранный инвестор во многих случаях является более защищенным, чем отечественный, поэтому выведенные за границу средства возвращаются в экономику Украины в виде инвестиций.

В любом случае, чрезмерная налоговая нагрузка и ограничительные меры никоим образом не спасут страну от вывода капиталов. Наоборот, необходимо предоставить каждому украинскому резиденту, физическому или юридическому лицу, право держать свои деньги за границей и инвестировать в иностранные активы.

Лишь при таких условиях, когда сбережениям ничто не будет угрожать, их можно будет хранить и в Украине.

Для того, чтобы бизнес играл по правилам, они (правила) должны соответствовать стандартам цивилизованного мира. В частности, государство не должно ограничивать движение средств из Украины за рубеж, осуществлять ценовую экспертизу внешнеэкономических контрактов или устанавливать абсолютно нерыночные налоговые ограничения (относительно отнесения на расходы бизнеса определенных расходов). Страна с плохим инвестиционным климатом имеет только один шанс удержать отечественного инвестора и привлечь иностранного — сделать правила игры более простыми и прозрачными, а налоги — ниже, "чем у соседей". Пока же в Украине нет ни достаточной дерегуляции, ни уменьшения налогового давления.

С одной стороны, в этом вопросе мы сильно отстали от развитых стран. С другой — при наличии политической воли необходимые изменения можно закрепить законодательно в течение года. Для этого нужна государственная стратегия по стимулированию инвестиций, дерегуляции экономики и приведения налоговой системы в соответствие с мировыми стандартами. Эта стратегия должна предусматривать отказ от планов по сбору налогов и переход к принципиально иному подходу — планированию расходов в соответствии с объемом собранных налогов. При этом следует перенимать у цивилизованных стран их правила борьбы с налоговыми уклонениями — научно обоснованные, основанные на анализе сущности бизнеса. Следующим важным шагом для того, чтобы система заработала, и граждане все же начали платить налоги, должно стать восстановление доверия к государству со стороны общества.