Почему онлайн-бизнес всегда в выигрыше

Зачем выводить бизнес в онлайн и какие конкурентные преимущества это дает, и почему iForum является удобной площадкой для "прыжка" в интернет, "Делу" рассказал Александр Ольшанский, президент холдинга Internet Invest Group, соорганизатор и идеолог iForum

Что толкает бизнес к выходу в онлайн?

Бизнес к выходу в онлайн толкает потребитель, ведь бизнес должен идти за своим клиентом, а последний сейчас все больше мигрирует в интернет. И тому есть две причины: во-первых, в интернете проще найти любой товар или услугу, а люди по своей природе склонны выполнять как можно меньше действий для достижения той или иной цели; во-вторых, в онлайне потребитель располагает теми возможностями, которых нет в офлайне. Например, он может самостоятельно сравнивать цены, читать отзывы о продукте или сервисе, искать товары с аналогичными характеристиками и т. д.

В чем онлайн-бизнес выигрывает перед офлайновым?

Вообще переход бизнеса на процессы онлайн всегда оказывался выигрышным. Связано это с тем, что интернет значительно повышает эффективность любых действий, уменьшает время обмена информацией и предоставляет потребителю те возможности, о которых я упоминал выше. И если в вашей сфере деятельности "на горизонте" показались интернет-технологии, а ваш конкурент начал их использовать, то это означает, что у него бизнес-процессы будут более эффективными. В этом случае у вас не останется другого выхода, как последовать его примеру. Поэтому лучше опередить конкурента и начать первым.

Как сильно изменился интернет-потребитель за последние три года?

Люди стали испытывать значительно больше доверия к онлайн-бизнесу. Уже сейчас тяжело найти человека, который не доверяет интернет-магазинам и электронной коммерции в принципе.

Более того, потребитель сегодня не хочет иметь дело с бизнесом, которого нет в интернете. Он не такой как три года назад — робкий и острожный, — наоборот, он очень настойчивый и желает получить всю необходимую информацию в сети вместо того, чтобы звонить по телефону. Если он открывает веб-сайт компании и не находит в течение 30 секунд все, что ему нужно, то уходит к конкуренту, потому что есть множество других веб-ресурсов, на которых предлагаются аналогичные товары. Поэтому потребитель стал, в каком-то смысле, агрессивным по отношению к бизнесу и четко осознает свою власть над ним.

Насколько сложно создать интернет-компанию в Украине с юридической точки зрения?

Нет никакой разницы в том, чтобы создавать интернет-компания или обычную. Алгоритм идентичен.

Насколько стремительно развивается украинский бизнес в сети по сравнению с другими странами Европы?

По степени проникновения интернета в Украине мы отстаем от Европы. Но скорость роста выше, и это естественно. Дело в том, что мы находимся в фазе быстрого роста, которая наступает по достижении проникновения интернета на уровне 25-30%, когда все очень бурно развивается и растет, и которая замедляется после того, как 75% населения страны становится активными пользователями сети. Поэтому украинский интернет-бизнес сегодня растет быстро, хотя абсолютные показатели пока не очень большие.

Какие новые тенденции сейчас наблюдаются в интернет-продвижении?

Если говорить о технологиях, то среди новых тенденций — все, что связано с мобильными платформами. Это важный и крупный тренд, который в нашей стране обозначился только недавно, поэтому будет активно развиваться еще несколько лет, а вот в сфере продвижения сайтов в сети важным трендом является многоканальность и всевозможный ремаркетинг.

Фактически продвижение в сети очень быстро усложняется. Компании, которые занимаются продвижением в сети, с трудом успевают отслеживать изменения. Ведь добавляется множество новых рекламных инструментов, связанных с ремаркетингом, с так называемой системой RTB (Real Time Bidding), то есть системой ставок в режиме реального времени.

Технология работает следующим образом. Когда потребитель заходит на сайт, рекламной системе уже многое о нем известно. Например, она знает, кто вы, что вы, какие сайты посещали до этого, чем интересовались, как часто пользуетесь интернетом и так далее.

Кроме того, система может примерно знать ваш пол, возраст и чем вы занимаетесь. В итоге, когда вы заходите на сайт, ваш профиль выставляется на торги в интернет. Далее в режиме реального времени рекламодатели предлагают цену за то, чтобы показать вам рекламу. Побеждает тот, кто заплатит больше.

Благодаря такой системе вы увидите на сайте более адекватную для вас рекламу, потому что, исходя из вашего профиля, понятно, что именно вам можно продать. Электронные торги происходит за сотые доли секунды в скрытом режиме. Вы ничего о них не знаете, просто видите рекламу на сайте, но она очень сильно зависит от вашего профиля. Поэтому другой человек, зайдя с соседнего компьютера на тот же сайт, увидит совершенно другую рекламу.

Стоит отметить, что огромные объемы рекламы транслируются по такой технологии. Более того, на западных ресурсах для вас в реальном масштабе времени показывают не только рекламу, но и генерируют содержание страницы. В результате, каждый человек видит веб-сайт в своем разрезе.

Все вышеперечисленное описывает достаточно новые и важные тренды. Итог таков — если вы всерьез выводите свой бизнес в Сеть, то уже не сможете это делать самостоятельно, как раньше. Вам нужно нанимать нескольких специалистов в штат, что, как правило, маловероятно, или обращаться в какое-то агентство, которое выполнит для вас эти услуги. На западе такой процесс разделения по специализации произошел уже достаточно давно. Фактически сейчас зарождается целая отрасль, которая на условиях аутсорсинга продвигает в Сеть офлайновый бизнес. Небольшие компании, которые раньше продавали только услуги поисковой оптимизации (SEO), будут стремительно превращаться в большие агентства, предоставляющие комплексный сервис и полностью поддерживающие вашу активность в Сети.

Что на сегодня является наиболее болезненным вопросом для интернет-бизнеса?

В Украине наиболее болезненный вопрос для любого бизнеса — очень несовершенное законодательство, в том числе налоговое. Такой свод законов зачастую невозможно выполнить, поэтому в нашей стране нет бизнеса, к которому невозможно придраться. Ни к чему хорошему это не приведет, ведь вместо того, чтобы стимулировать развитие бизнеса, государство пытается загнать его в угол. Проблемы интернет-бизнеса никак не специфичны по своей сути, вся проблема — в законодательстве. Нужно понимать, что в отличие от других видов деятельности, бизнес, ориентированный на Сеть, часто имеет возможность эмигрировать. И если наши законодатели не исправят ситуацию, в чем я сильно сомневаюсь, то именно так и произойдет. На сегодня видны какие-то сдвиги к лучшему в верхних эшелонах власти, но на среднем и нижнем уровнях все позитивные начинания тонут в желании "подоить" денег.

Какие выступления на прошлом iForum пользовались наибольшей популярностью среди участников?

Практически все выступления оказались очень успешными. Из хитов iForum-2012 стоит отметить доклад Игоря Ашманова, который уже после конференции на Youtube просмотрело 26 тысяч человек. Для одного доклада это очень хорошая статистика. Кроме того, некоторые спикеры очень плодотворно общались с посетителями после выступления в кулуарах, собрав вокруг себя группы в несколько десятков и даже сотен человек.

Вообще, с моей точки зрения, сейчас наступил стратегически переломный момент, когда предприятия, ведущие оффлайновый бизнес, должны попытаться максимально быстро интегрироваться в интернет-среду, обзавестись нужными контактами, понять основные методики работы и т.д. Для таких бизнесменов мероприятия типа iForum очень полезны, поскольку позволяют получить именно общие, а не специализированные, знания, познакомиться с нужными людьми и расставить приоритеты.