Почему важно наличие у сотрудников soft skills

В международных компаниях уже давно обращают пристальное внимание на наличие у кандидатов и сотрудников таких качеств, как навыки общения, сотрудничества, самоорганизации, эффективного взаимодействия с людьми

Успех многих международных компаний, узнаваемость часто идут рука об руку с корпоративной культурой. И несмотря на неоспоримую важность таких понятий, как бизнес-стратегия, бренд и бизнес-модель, все чаще цитируется известная фраза, которая приписывается гуру бизнеса Питеру Друкеру: "Культура ест стратегию на завтрак". Что же формирует эту культуру? На мой взгляд, это именно неформально (а иногда — и формально) принятые в организации формы взаимодействия между сотрудниками, способы коммуникации, методы управления персоналом и многое другое. В целом это можно назвать совокупностью модели поведения и определенных социальных и межличностных навыков сотрудников, которые чаще всего и называются soft skills. А поддержание и развитие корпоративной культуры — это одна из основных задач HR в международных компаниях.

Термином Soft skills обозначаются те персональные характеристики и компетенции, которые в дополнение к техническим навыкам (hard skills), помогают сотрудникам достигать рабочих целей и быть эффективными: навыки общения, сотрудничества, самоорганизации, эффективного взаимодействия с людьми. Известны случаи, когда благодаря soft skills, сотрудники без специального опыта получали карьерное развитие, поскольку могли адаптироваться, получать информацию и эффективно сотрудничать. Нужно понимать, что Soft skills не являются чем-то абсолютно новым или уникальным — в разное время руководители и HR использовали их синонимы: коммуникабельность, целеустремленность, умение работать в команде. И всем нам интуитивно понятно, что значит "быть на своем месте", "найти общий язык", "сойтись с командой".

Мы живем в эпоху, когда информация стала общедоступной благодаря цифровым технологиям, а искусственный интеллект грозит заменить в будущем многие профессии, и именно личностные качества выделяют кандидатов и сотрудников из массы. Возрастающее понимание важности таких навыков привело к более структурированному определению и их развитию у сотрудников. Например, бизнес-аналитику также нужно взаимодействовать с коллегами из смежных отделов и уметь объяснять сложное "простыми словами". При отборе обязательно оцениваются эти качества.

Само определение soft skills подразумевает, что эти навыки не являются техническими или основными для выполнения задачи. Однако есть достаточно много исследований, которые доказывают, что компании с более сильной корпоративной культурой, открытой коммуникацией, вовлеченностью персонала обычно более успешны и финансово стабильны.

В компании "Байер" разработана модель из 16 компетенций с описанием моделей поведения сотрудника на разных уровнях развития компетенций. Эта модель интегрирована практически во все HR процессы в организации: от рекрутмента и развития сотрудников до формирования преемственности. Одним из этапов отбора персонала является структурированное интервью по компетенциям, во время которого HR бизнес-партнеры совместно с руководителями оценивают уровень развития необходимых компетенций у кандидата и их соответствие профилю должности. Также в компании уже давно используется форма Диалога о развитии между руководителем и подчиненным, во время которого особое внимание уделяется как раз развитию Soft skills. Таким образом обеспечивается связь между  индивидуальными особенностями сотрудника и потребностями бизнеса.

11 июля Delo.ua совместно с ekonomika+ проведет седьмой HR Wisdom Summit. Подроблее о программе можно узнать по ссылке.