Успех многих международных компаний, узнаваемость часто идут рука об руку с корпоративной культурой. И несмотря на неоспоримую важность таких понятий, как бизнес-стратегия, бренд и бизнес-модель, все чаще цитируется известная фраза, которая приписывается гуру бизнеса Питеру Друкеру: "Культура ест стратегию на завтрак". Что же формирует эту культуру? На мой взгляд, это именно неформально (а иногда — и формально) принятые в организации формы взаимодействия между сотрудниками, способы коммуникации, методы управления персоналом и многое другое. В целом это можно назвать совокупностью модели поведения и определенных социальных и межличностных навыков сотрудников, которые чаще всего и называются soft skills. А поддержание и развитие корпоративной культуры — это одна из основных задач HR в международных компаниях.
Термином Soft skills обозначаются те персональные характеристики и компетенции, которые в дополнение к техническим навыкам (hard skills), помогают сотрудникам достигать рабочих целей и быть эффективными: навыки общения, сотрудничества, самоорганизации, эффективного взаимодействия с людьми. Известны случаи, когда благодаря soft skills, сотрудники без специального опыта получали карьерное развитие, поскольку могли адаптироваться, получать информацию и эффективно сотрудничать. Нужно понимать, что Soft skills не являются чем-то абсолютно новым или уникальным — в разное время руководители и HR использовали их синонимы: коммуникабельность, целеустремленность, умение работать в команде. И всем нам интуитивно понятно, что значит "быть на своем месте", "найти общий язык", "сойтись с командой".
Мы живем в эпоху, когда информация стала общедоступной благодаря цифровым технологиям, а искусственный интеллект грозит заменить в будущем многие профессии, и именно личностные качества выделяют кандидатов и сотрудников из массы. Возрастающее понимание важности таких навыков привело к более структурированному определению и их развитию у сотрудников. Например, бизнес-аналитику также нужно взаимодействовать с коллегами из смежных отделов и уметь объяснять сложное "простыми словами". При отборе обязательно оцениваются эти качества.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСамо определение soft skills подразумевает, что эти навыки не являются техническими или основными для выполнения задачи. Однако есть достаточно много исследований, которые доказывают, что компании с более сильной корпоративной культурой, открытой коммуникацией, вовлеченностью персонала обычно более успешны и финансово стабильны.
В компании "Байер" разработана модель из 16 компетенций с описанием моделей поведения сотрудника на разных уровнях развития компетенций. Эта модель интегрирована практически во все HR процессы в организации: от рекрутмента и развития сотрудников до формирования преемственности. Одним из этапов отбора персонала является структурированное интервью по компетенциям, во время которого HR бизнес-партнеры совместно с руководителями оценивают уровень развития необходимых компетенций у кандидата и их соответствие профилю должности. Также в компании уже давно используется форма Диалога о развитии между руководителем и подчиненным, во время которого особое внимание уделяется как раз развитию Soft skills. Таким образом обеспечивается связь между индивидуальными особенностями сотрудника и потребностями бизнеса.