Почему вложенные в украинские метпредприятия миллиарды не заработают

Александр Сирик, вице-президент консалтинговой компании RCG AG, о модернизации украинской металлургии и стимулах к выбору ее направлений

Тезис о необходимости "полномасштабной модернизации и коренной реконструкции" черной металлургии провозглашается в Украине далеко не первый год, если не десятилетие. "Модернизация", при этом, рассматривается как панацея от всех рыночных бед, а выбираемые для нее форматы содержат, как правило, сверх-грандиозные проекты.

Отрицать былую роль для отрасли "больших форматов" технического перевооружения, конечно, не стоит. В докризисный период некоторые группы в украинском ГМК заявили и начали осуществлять коренную реконструкцию давно устаревших (как в моральном, так и в техническом смыслах) мощностей. Пример тому — программа техпереоснащения Алчевского меткомбината стоимостью в 1,7-1,8 млрд. долл. До кризиса на предприятии успели выстроить кислородно-конвертерный цех с участками непрерывной разливки и внепечной обработки стали. Серьезно был модернизирован доменный передел и толстолистовой прокатный стан.

Но сегодня те миллиардные вложения мало себя оправдывают, чтобы не сказать — практически не окупаются. Украинский экспорт металлопродукции все больше уходит в сегмент низкопередельных товаров — полуфабрикатов в виде стальных слябов и квадратной заготовки. К сожалению, украинский металлопрокат (продукция с высокой добавленной стоимостью) на внешних рынках становится все менее востребованным.

Тем не менее, те проекты модернизации, которые были задуманы до 2008 года с его обвалом стальных рынков, сегодня если и рассчитываются на будущее, то опять же — в формате очень крупных производств. На комбинате "Запорожсталь", к примеру, уже больше 10 лет пытаются приступить к замене своего мартеновского передела на кислородно-конвертерный. Стоимость соответствующей программы техперевооружения по разным оценкам, составит от 1,5 до 2 млрд. долл.

Привлечь подобные средства сегодня — задача крайне непростая. Долговые рынки сужаются, стоимость заемных денег растет. Но искать необходимые инвестиции и модернизировать "Запорожсталь" все равно придется: мартеновскую сталь в ту же Европу скоро перестанут пропускать уже даже не по причине несоответствия техническим стандартам, а в силу экологически-неблаговидного происхождения.

Возникает вопрос: если модернизация неотвратима, почему бы труднодоступный сегодня финансовый ресурс не направить в действительно современный проект? Причем за примерами далеко ходить не надо. В соседней России вместо огромных сталеплавильных цехов и прокатных станов сооружают относительно компактные, как для отрасли, литейно-прокатные комплексы (ЛПК). Это оборудование позволяет разливать жидкую сталь сразу в конечный продукт — скажем, тонкий лист/рулон, минуя этап слябового производства.

Для сооружения ЛПК годовой мощностью в 1,2 млн. тонн листового проката необходимо от 600 млн. до 1,2 млрд. долл. инвестиций. Качество получаемого на ЛПК продукта несравнимо с продукцией большинства украинских прокатных станов. Он всегда находит сбыт и внутри страны, и за рубежом. Иными словами, внедряя действительно современное металлургическое оборудование, наши метпредприятия чуть ли не автоматически обеспечат себе практически гарантированные продажи доходной продукции.

Выгоды от такого направления модернизации отрасли — вроде как явные. Однако украинские металлурги упорно рассматривают на горизонтах своего развития одни лишь километровые корпуса цехов-многомилионников. "А как же мы будем продавать сляб?!" — восклицают некоторые из них в ответ на осторожный вопрос о возможности строительства действительно современных меткомплексов в Украине.

Да, так привычнее и проще — работать в условиях грандиозной промплощадки, рапортуя о выплавке очередного миллиона тонн сырой стали. Да, с таким подходом можно сохранить многотысячные трудовые коллективы, что приносит свои дивиденды и с политической точки зрения. Да, наконец, в рамках классического интегрированного метпроизводства можно спокойно выпускать много сотен тысяч тонн полуфабрикатов, пытаясь затем реализовать их за пределы страны…

Но… Может быть, с точки зрения рыночных перспектив для отрасли, логичнее все же научиться выпускать и продавать высокомаржинальный металлопрокат?