Полномочия налоговых органов расширяются

Эксперт «Эрнст энд Янг» призывает внести изменения в администрирование уплаты налога на прибыль

Подготовка Налогового кодекса остается в центре внимания общественности. Вчера стало известно, что большинство народных депутатов склоняется к переносу принятия документа на осень. Причина — огромное количество внесенных поправок. В частности, эксперт «Эрнст энд Янг» Игорь Чуфаров призывает внести изменения в администрирование уплаты налога на прибыль, поскольку  нагрузка на налогоплательщиков в Украине зависит не только и не столько от ставки налога на прибыль, сколько от того, как администрируется уплата этого налога

Игра в снижение налога на прибыль

В проекте Налогового кодекса действительно предлагается несколько уменьшить ставку налога на прибыль. Но это не означает, что правительство планирует уменьшение поступлений от этого налога. Напротив, бюджетные планы по этому налогу растут из года в год.

Ставка снижается — налоговая база расширяется

За счет чего же планируется увеличение поступлений, если ставка налога снижается? Для объяснения этого явления обычно используется выражение «за счет расширения налоговой базы». Попробуем разобраться, насколько расширение налоговой базы может создавать стимулы для роста бизнеса.

Базой (объектом налогообложения) налога на прибыль является налогооблагаемая прибыль. Логично предположить, что чем больше предприятие зарабатывает, тем больше у него прибыль, и соответственно,  тем больше отчислений по налогу на прибыль получает государственный бюджет. Иными словами, в макроэкономическом смысле правительство заинтересовано в максимальном увеличении прибыли субъектов хозяйствования, поскольку именно в этом случае оно получит наибольшие налоговые сборы.

Такая интерпретация была бы вполне в духе высказываний авторов Кодекса о его «стимулирующем» действии. На практике, однако, расширение базы налогообложения воспринимается властями совсем в ином смысле.

Следует помнить, что налоговое законодательство устанавливает особые правила определения налогооблагаемой прибыли. В частности, законодательство предписывает, какие расходы принимаются в расчет прибыли (уменьшают ее), а какие нет, какой может быть максимальный размер таких расходов, как они должны подтверждаться. Установление таких специальных правил исчисления налогооблагаемой прибыли преследует вполне благую цель — гармонизировать порядок ведения налогового учета и предотвратить уклонение от налогообложения. На практике это дает возможность законодателю увеличивать подлежащую уплате сумму налога путем установления дополнительных (и зачастую необоснованных) ограничений на суммы затрат, отражаемых в налоговом учете.

Как это работает?

Приведем такой пример. Допустим, некое предприятие получило 100 грн. дохода и понесло 90 грн. расходов, получив, таким образом, прибыль 10 грн. При ставке налога 25% предприятие должно будет уплатить 2 грн. 50 коп. налога на прибыль. Однако представим теперь, что государство законодательно не разрешило предприятию учесть половину своих затрат (45 грн.) для целей расчета объекта налогообложения. В таком случае объект налогообложения (налогооблагаемая прибыль) будет равен 55 грн., а налог на прибыль — уже 13 грн. 75 коп.

Даже поверхностный анализ раздела «Налог на прибыль предприятий» проекта Налогового кодекса свидетельствует, что правительство такими возможностями воспользовалось сполна. В итоге получается, что государство может позволить себе уменьшить ставку налога до 20% и даже до 10% — все равно оно будет получать налога больше, чем если бы более высокая ставка налога применялась к фактической прибыли.

Практика налоговых органов имеет даже большее значение, чем законодательные ограничения. В частности, налоговые органы издают разъяснения, которые зачастую искажают смысл и принципы налогового законодательства в пользу интересов бюджета. При проведении проверок налоговые органы демонстрируют свободу усмотрения  (из серии «У вас подтверждающие документы не того цвета», «А где справка, что это предприятие не фиктивное?» и т.д.). Можно сколько угодно рассуждать о внедрении общемировых принципов налогообложения в проекте Налогового кодекса, однако факт остается фактом, что  декларацию «с убытками» в налоговую по-прежнему можно сдать только через собеседование в налоговой милиции.

Проект Налогового кодекса, приходится констатировать, не делает никаких радикальных шагов по изменению такой практики. Административные полномочия налоговых органов, напротив, увеличиваются и расширяются. Поэтому декларируемое уменьшение ставки налога не приведет и не может привести к улучшению положения налогоплательщиков, если оно не будет сопровождаться существенной перестройкой принципов исчисления налогооблагаемой базы, предусмотренных проектом Кодекса, а также правил налогового администрирования.


Игорь Чуфаров, старший менеджер налогово-юридического отдела «Эрнст энд Янг»