Помогая людям, мы меняем систему

Анатолий Заболотный, директор Благотворительного Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»

Анатолий, какие программы являются наиболее приоритетными для Благотворительного фонда «Развитие Украины» во время экономического кризиса?

Фонд «Развитие Украины» инвестирует и развивает социальную сферу: образование, культуру, здравоохранение. Это три сферы, которые являются артериями любой страны, и если их не поддерживать, то живой организм, в данной ситуации — наше общество, не сможет нормально функционировать. Все знают,  что эти направления остро нуждаются во внешней негосударственной поддержке.

Что еще влияет на подбор  проектов? Что их объединяет?

Сложность задачи. И ее актуальность. Мы не идем туда, где легко или много паблисити. Мы идем туда, где проблемы решать трудно, но людям нужна наша помощь.

Ринат Ахметов участвует в управлении Фондом?
 
Он является учредителем и формирует стратегию. Стратегическое планирование происходит раз в год, оперативное намного чаще. Он держит руку на пульсе и включается в те вопросы, которые влияют на общую стратегию.

Как изменился бюджет фонда в условиях кризиса?

В условиях экономической неопределенности и при высоких финансовых рисках сложно назвать сумму бюджета 2009 года. Фонд финансирует все текущие проекты. Для нас принципиально важно выполнить все взятые на себя обязательства.

Какие программы являются наиболее приоритетными во время экономического кризиса?

Мы продолжаем работать по всем трем программным направлениям, и все они приоритетны. Как могут быть неприоритетными борьба с эпидемией туберкулеза или обеспечение качественного лечения онкологических заболеваний, если во время кризиса социально-общественные проблемы только обостряются. Расстраивает, что в последнее время количество обращений за адресной помощью катастрофически выросло.

Понятие «социальные инвестиции» малознакомо в Украине, как и практика системного подхода к проблеме. Расскажите о вашем опыте?

Суть благотворительности Рината Ахметова — направить значительные средства в социальную сферу и сделать так, чтобы эти деньги по-настоящему работали на людей. Второе иногда не менее трудно, чем первое. Нельзя решить задачу, не устранив причины возникновения проблемы. Например, если взять проект «Остановим туберкулез», можно адресно помогать туберкулезным диспансерам, и мы активно занимаемся этим. Но только такие действия не изменят ситуацию, если не решить ключевые проблемы: подготовить квалифицированные медицинские кадры и выстроить систему мотивации медперсонала, обеспечить условия лечения, гарантировать бесперебойные поставки качественных препаратов, изменить законодательство и др. Наша цель — воздействовать на всю систему. При этом такой подход не снимает с Фонда задачу решать конкретные проблемы с четко поставленными целями и сроками.

А могут проекты быть несистемными?

Могут. Такова по сути адресная помощь, когда нужно помочь людям «здесь и сейчас». Но и здесь нужно направить человека в лучшую клинику, к лучшему врачу в регионе, чтобы помощь стала действенной. Или проект, связанный с усыновлением детей — у нас в этом году будет база из 1000 сирот в семи областях Украины. Я буду горд, если по меньшей мере для трети из них мы в партнерстве с организацией «Магнолия» и государственными службами найдем в этом году семью. Но опять парадокс. Госсистема может наказывать директоров хороших детских домов, которые успешно работают на усыновление. Уходят дети — учреждение закрывают. И поощрять директоров, где не предпринимаются усилия. Нельзя не заниматься этим. Нельзя также не заниматься профилактикой социального сиротства.

Два года назад в Донецкой области Фонд начал программу борьбы с туберкулезом? Какой ее бюджет?

Общая сумма — 117 миллионов гривен. 50 миллионов выделил Фонд, 50 миллионов — область, и 17 — городские власти. Ведь это программа не только нашего Фонда. Она принята облсоветом, контролируется руководством области, также в нее вовлечены все заинтересованные организации.

По каким критериям вы оцениваете результаты работы в борьбе с туберкулезом?

Индикаторы простые: заболеваемость, процент тех, кто вылечился, смертность, отрывы от лечения. Например, сегодня система вылечивает чуть более половины заболевших. Европейский стандарт – 85%. Это и должно стать целевым показателем.

А чем была плоха старая система?

Было огромное количество индикаторов, «замыливавших» реальную картину. Например, количество пациентов прошедших флюрографию или профилактический осмотр. Чиновник рапортовал, что все планы выполнены и его работа поощрялась. Кстати, это беда всех государственных программ -  они ориентированы на событийность, а не на  результат.

Какая практическая польза от такого мониторинга?

Мы создали систему мониторинга, которая не только показывает реальную картину, но и позволяет направить усилия в те направления, где они требуются больше всего. Например, сейчас мы знаем, что усилия надо направить на повышение качества лечения и на снижение отрывов от лечения (то есть, когда заболевший махнул на себя рукой и перестал лечиться, что приводит к хроническим формам заболевания - «ДЕЛО»). Результаты работы мониторинга нужны не для того, чтобы кого-то наказать, а для того, чтобы найти слабые места в работе и исправить их. Важно, например, получить ответ, что повлияло на улучшение показателя вылечившихся пациентов на 5,6%, почему лечение ухудшилось на 2%, что обеспечило резкое снижение смертности на 11,5%. Специалисты должны знать ответы. И так мы подходим к каждому проекту: онкология, возвращение сирот в семью, обучение журналистов, восстановление крупнейших государственных музеев.

Кроме системы мотниторинга, что уже сделано по программе «Остановим туберкулез»? 

Мы сейчас завершаем разделение потоков больных с разными формами туберкулеза. Что сейчас происходит — больные с хроническими формами туберкулеза и заболевшие впервые находятся в одной больнице и инфицируют друг друга. В Горловке и Шахтерске уже созданы два отделения для больных с лекарственно устойчивым туберкулезом. С этого года все впервые заболевшие пациенты будут находиться в отдельных больницах.

Будете ли распространять ваш опыт на другие регионы?

Если кто-то из благотворителей подхватит нашу практику  -  мы готовы всем делиться. Но для проекта такого масштаба, как «Остановим туберкулез», нужны мощные и финансовые и организационные ресурсы не из государственного бюджета. В этом вопросе очень важна политическая воля со стороны местных властей. К слову, в Донецке у нас есть такая поддержка. Знаю, что некоторые области готовы внедрять такой проект на принципах социального партнерства: 50% затрат берет на себя обладминистрация, 50% -  благотворитель. Мы планируем в ближайшее время описать наш опыт в виде проектной документации и предложить его странам СНГ. Наш опыт уникальный. Лучшим практикам мы учились у других и сумели создать свой уникальный продукт.