Поручик, вы любите детей? (с)

Если посмотреть на распределение интересов в бизнес-литературе, то абсолютными лидерами будут две темы: тайм-менеджмент и эффективность.

Об эффективности сказана-пересказана уйма мыслей, но зачастую это повторяющиеся тезисы о важности постановки целей и их последующем контроле.

Пока мне попалось всего несколько по-настоящему полезных книг об эффективности: "Цель. Цель-2" и "ReWork. Бизнес без предрассудков". Все в этих книгах прекрасно: содержание, изложение, хорошие примеры, возможность применить на практике. Прочитайте и обогатитесь массой полезных мыслей.

Но, по моему мнению, даже в этих книгах не рассматривается один крайне важный практический аспект функционирования бизнеса. Я говорю о таком понятии, как "видимость деятельности". По моему глубокому убеждению — это главное зло любой организации, мелкий мерзкий червячок, который способен изнутри создать гораздо более серьезные проблемы, чем Вы себе можете представить.

Вспомните, как большинство сотрудников склонны описывать эффективность своей работы:

  • "Да я последнюю неделю впахивал по 16-18 часов…"
  • "А я всю ночь просидел за проектом…"
  • "А я уже год не отдыхал из-за загрузки на работе…"

И как многие начальники склонны формулировать оценку результатов их деятельности:

  • "Вот посмотрите на Васю, человек всегда вовремя приходит в офис. Образцовый работник"
  • "Вот посмотрите на Петю, он же провел за этот месяц целых 15 презентаций. Вот это я понимаю, человек работает"
  • "Вот посмотрите на Свету, каждую неделю она проводит совещание со своими подчиненными"

Но за всеми этими оценивающими фразами большинство руководителей не найдет ответа на главный вопрос — ЗАЧЕМ?

  • ЗАЧЕМ мне сотрудник, который впахивает по 16-18 часов, если нет результата?
  • ЗАЧЕМ мне Света, которая каждую неделю проводит статусы, если нет результата?
  • ЗАЧЕМ мне безумное количество встреч от Пети, если они не дают результата, а лишь съедают мое время?

Видимость деятельности — это как приятный наркотик для руководителей, способ уйти от реальности в мир грез, в которых ты супергерой, обладающий суперсилой в лице исполнительной команды. Руководитель видит, что бизнес в буквальном смысле "работает", процессы идут "полным ходом", к руководителю регулярно приходят "советоваться", вовлекая в этот интереснейший процесс. Сотрудники же считают, что они идеально справляются со своими обязанностями, их не в чем упрекнуть.

Но когда "наркотик" перестает действовать, ты как руководитель возвращаешься в реальность. Ты смотришь на итоговые цифры и не понимаешь, почему, например, не так уж все хорошо, как казалось в течение года? Почему роста нет или он слишком мал? Почему некоторые сотрудники, которые, как тебе казалось, так "много работают", не так уж и эффективны? Я же видел, что все работали…

Причина проста: находясь на руководящей должности бОльшую часть времени Вас заставляют думать о качестве процесса, забывая, что результат — это вполне конкретная величина, которую всегда можно измерить в цифрах. И есть всего 2 варианта: либо он есть, либо его нет. В большинстве случаев в Украине, к сожалению, пока не понимают, что если результат есть, то способы его достижения вторичны. Пусть он достигается хоть с дивана перед телевизором, но это видимое обстоятельство для эффективности бизнеса не значит ровным счетом ничего.