Познавательная фискальная география

Перед началом кризиса доля 1% богатейших домохозяйств США достигла 18,3% дохода нации. И многих на Западе это ошеломило круче, чем "демарш" Депардье

Отказ Жерара Депардье от французского гражданства в пользу российского (и кто бы мог подумать!) ошарашил ойкумену. Парижские СМИ до сих пор рефлексируют, московские — как и положено — официально торжествуют, а многие знакомые в Киеве улыбаются. Кто искренне, кто криво, а кто с прищуром. Последних, по наблюдениям, немало среди журналистской братии. А потому не удивляет распустившийся в январе букет версий о мотивациях актера. Домыслы закономерны просто потому, что стереотипу о европейском благополучии (еще больше пошатнувшему с подачи актера) требуются подпорки. Одна из распространенных — "ВВП виноват...". Ну, да, естественно. А кто же еще, если легче верится в кита, пойманного в Днепре у берегов Гидропарка, чем в россиянина по фамилии Депардье?

Больше ясности с ВВП в макроэкономической интерпретации этих трех литер. "Ура" из них никак не складывается, даже без восклицательного знака. В 2012 году, например, позитивная коррекция динамики ВВП наблюдалась в России, Китае и еще нескольких странах (которые, учитывая параметры их ВВП, можно не брать во внимание). Оказывается, что триллионы долларов США и евро, печатаемых в рамках антикризисных программ, не меняют трендов. (Или почти не меняют, поскольку доподлинно неясно, как проявился бы кризис без эмиссии.) Вот и в последних отчетах Бюро переписи населения США пишут, что в 2008-2012 годах неуклонно росло число американцев, живущих за чертой бедности. Тут важно, конечно, соблюдать корректность: черта иждивения в России, Китае (да, и в нашем государстве) — несопоставимо ниже, чем в Штатах. Но и это не отменяет факта — около 46,2 млн. граждан супердержавы (то есть — более 15%) влачат существование, по тамошним меркам. Без перспективы улучшения. Приоткрою Америку: кредитный механизм сбоит и в плане стимулирования спроса, и как инструмент решения социальных проблем.

А проблем на некогда Диком Западе хватает. Вот, например, в период с 1952-го по 1986-й не было ни года, когда бы 1% богатейших домохозяйств США зарабатывали более одной десятой национального дохода. А в 2007-м — это в канун банкротства ипотечных гигантов Fannie Mae и Freddie Mac, в начале летоисчисления кризиса — выручка 1% богатейших американцев достигла… 18,3% дохода нации. Это авторитетные экономисты Томас Пикетти и Эммануэль Саез подсчитали. (И такая калькуляция, кстати, многих на Западе ошеломила круче, чем "демарш" Депардье.) Похожая ситуация — кто не в курсе — наблюдалась в США в 1929-м. Тогда бюджетные проблемы в обстоятельствах системного кризиса власти решали просто — в том числе, и путем изъятия золота у граждан. И к подобным методам тогда прибегали не только в Штатах… Нынешняя ситуация отличается масштабом трудностей, и в предельно худшую сторону. Что делать?

Ответ на этот вопрос ежегодно ищут, например, в Давосе. Дело идет со скрипом, заглушающим лыжный. Оно и понятно, трудно работать в Альпах: в мире — глобальный кризис, за окном — заснеженные вершины. И как, позвольте, сориентироваться в ситуации, отыскать выход? Искали в Давосе и в 2009-м, и в 2010-м, и в 2011-м, и в 2012-м... Всей Европой искали. Не нашли. Хорошо, что ощущение кризиса не потеряли. Хотя некоторые результаты, конечно, есть. Давос-2012 собрал рекордное количество гостей — 2600. А разве люди с улицы на форум попадают?.. Даже основатель форума Клаус Шваб удивлялся: "Чем хуже экономическое состояние, тем больший наплыв...". Молодец господин Шваб. Все верно прикинул. Но место встречи, как известно, изменить нельзя.

Поэтом замечено: "Лучше гор могут быть только горы…". Как по мне, оптимальное место для поиска антикризисных решений — Сьерра-Леоне. Там, поверьте на слово, даже перекосы в перераспределении национального дохода кажутся второстепенными. В контексте фискальной географии Сьерра — это... (Как бы так объяснить европейцам.) Это — Монако, но для долгой жизни категорически не подходит. В Западной Африке налоги вообще можно не платить, но удовольствия от этого не получаешь — малярийные москиты мешают… Тьма нюансов, отличающих Львиные Горы от скал Монако. В горы Леоне не вмонтированы лифты, на побережье не отыскать мраморных тротуаров, на улицах — коллекционных автомобилей, а в бухтах — яхт "на приколе" за символические сотни тысяч евро в год. В Сьерра-Леоне — проза жизни и воюющие группы племен менде и темне, в Монако — ее поэзия и монегаски, которые, кстати, освобождены от уплаты налога с дивидендов и, как говорят осведомленные люди, входят в составы наблюдательных советов многих европейских (и не только) корпораций. Но подданство Монако получить нельзя, монегаском можно лишь родиться. Исключение предусмотрено только для женщин.

Вообще нарастающая миграция уже даже не капиталов, а самих капиталистов — характерный тренд. После изрядного повышения планок подоходного налога в Штатах и Евросоюзе. Мест, куда податься состоятельным парням, на планете немало. Серьезная компания KPMG, например, отобрала ТОП-7 государств, в которых созданы фискальные оазисы: Чехия, Коста-Рика, Гонконг, Сингапур, Ямайка, карибские Сент-Китс и Невис, Каймановы острова.

Гонконг, конечно, на любителя... Скажем, того же Жерара Депардье (при всем напряжении воображения) не удается представить и гражданином Ямайки, и даже находящимся на ПМЖ в Коста-Рике. Максимум — отдыхающим в Сингапуре или в качестве героя кинофильма на экзотических островах. Бегство от налогового давления на британские Виргины, в швейцарский кантон Цуг, и даже в какой-нибудь свободный от уплаты податей уездный австрийский городок — точно не для француза. В общем, пару дней я искренне улыбался ситуации, из которой Депардье вышел россиянином, а после его интервью тамошнему TV — просто смеюсь.

Нет, мне симпатичны ответы актера. (Кроме, пожалуй, одного — я не разделяю дифирамбов ВВП по поводу возвращения на экраны российских мультиков, хотя сам их смотрю.) Понятна и близка экзистенциальная тоска француза. Полагаю, что она подлинна. Глобальный мир несложно исколесить, но трудно отыскать места, куда хотелось бы вернуться (не говоря уже о том, чтобы платить налоги). Мне удалось обнаружить три. Во-первых, Чехия, а если конкретно — Карловы Вары. Полагаю, что истинный россиянин с доходом уровня Депардье не может не приобрести на этом курорте домик. Многие сограждане (и мои, и Депардье) так и делают, точнее — берут в долгосрочную аренду, поскольку купить недвижимость, не будучи гражданином Чехии, там можно только через юрлицо. Второе местечко — Богом хранимая Греция, а точнее — Крит. Третье — Украина. Ну, еще и в Сергиевом посаде дышалось как-то особенно… Речь идет — уточню — об условиях для жизни, а не для работы, комфортного существования, фарисейского законопослушания или уплате налогов.

Правда, в случае с Украиной грустно думать, как и в чью пользу перераспределяют национальный доход. Неизбежно тянет в Швецию. Там ставки налогов, быть может, даже повыше, чем во Франции, но жителям Стокгольма это не мешает, а наоборот помогает. Точно знаю — у меня там родственники. Хотя лично меня балтийские широты не греют как-то. Даже в мультинациональном социалистическом Париже — теплее, романтичнее, что ли...

В общем, чтобы понять Жерара Депардье, мне не нужно знать его мотивов. Особую симпатию вызывает решение актера получить бельгийское подданство. Это — по-нашему. Да, с такими знакомствами, как у него в Москве, можно не бояться налоговой. Более того — с такими друзьями налоги в РФ можно собирать. Ну, пусть не прямо (для этого связей маловато будет, потребуются навыки), но опосредованно — через бюджет и всякие фонды — вполне. Так или иначе, а в некогда братских республиках второе гражданство никогда не мешало, а многим наоборот помогало чувствовать себя свободнее. Главное на постсоветском пространстве не пытаться сыграть роль актера-президента Рональда Рейгана.