Практически нет профессиональных руководителей проектов недвижимости — их просто нет как класса в Украине

Илья Фомин, управляющий партнер компании Comilfo Executive Search.

Фомин, управляющий партнер компании Comilfo Executive Search.

Илья, давайте с вами как с охотником за головами, в том числе для строительного бизнеса, поговорим о перспективах компаний-застройщиков в свете непростой ситуации на рынке недвижимости.

Не все так грустно. Пережили 1998-й год, переживем и 2008-й.

Ситуация, которая сложилась, несет в себе не только негатив. В результате будет реструктурирован рынок. Профессиональные девелоперские и строительные компании останутся на украинском рынке. Ведь что было раньше: выгодно обзавелся землей, дешевые деньги где-то взял, а дальше, как ни делай, все получится. Об операционной эффективности и речь не шла.

Есть надувающие щеки компании. Причем с точки зрения реализованных уже проектов это, действительно, довольно большой бизнес, а нормальной системы управления там нет и в помине. Даже если раньше такие компании и были успешными, будущего у них нет. Есть крупные промышленные группы, у которых имеются средства, но которые не умеют развивать бизнес недвижимости. Словом, деньги должны объединяться с опытом.

А есть такие, кто динамично развивался и прогрессировал? У кого из крупных игроков есть будущее?

Контора Ярославского (Development Construction Holding). У них тоже поначалу все было как у всех. Но компания приобрела опыт, обзавелась мощном партнером — это бизнес Олега Дерипаски. Вот у них есть будущее. Очень интересно, на мой взгляд, «Евразия» развивается. Азиатский бизнес с выраженным западным стилем делового мышления, помноженный на хороший финансовый леверидж (либо доля собственного капитала существенно превышает долю заемного, либо дешевые длинные заемные деньги без риска подорожания ресурсов. — «ДЕЛО»). Из западноевропейских компаний Multi Development мне нравится.

У всех операторов этого рынка усложнится жизнь. Тем, кто не сможет найти дешевые деньги или вообще никаких денег на финансирование своих проектов, придется их продавать. И продавать тем, у кого эти деньги есть, либо кому эти деньги доверят. То есть можно говорить об укрупнении рынка?

Те компании, которые готовы покупать проекты сейчас, потирают руки. Причем это не означает, что победят богатенькие. Это означает, что выживут те, кто умеет управлять, кто умеет строить.

Со строительными конторами и инжинирингом у нас пока как-то особенно грустно. В Польше реконструкцией стадионов свои занимаются, а у нас подрядчики — немцы да турки.

В Украине нет платежеспособного спроса на жилье при нынешних ценах, но есть реальная потребность в недорогом жилье. Возьмется ли кто-нибудь за освоение этого непаханого поля? Ведь надо делать деньги не на накрутках, а на обороте?

Наши не умеют этого делать. И учиться не хотят. Россияне планировали прийти сюда. Все дело в том, что экономсегмент требует умения управлять, требует той же операционной эффективности. Куда проще «шарашить» голые неровные стены и продавать псевдобизнес-класс.

Давайте поговорим об управленческом персонале. С ним, я так поняла, не все хорошо.

На этом рынке кормится масса бездарных и ненужных людей. Нормальные люди, которые вырастают из среднего менеджерского звена, из-за кадрового дефицита переоценены. Они становятся топами.

Практически нет профессиональных руководителей проектов недвижимости — их просто нет как класса в Украине. Нужны сотни, а их десятки.

А где есть?

В Москве профессионалов в этом сегменте больше.

Потому компании вынуждены везти людей из России. Причем порой получается, что они оказываются более высокой квалификации, чем наши, а стоят при этом дешевле. Европейцы хорошие есть, но с ними сложнее из-за отсталости и специфичности нашего рынка недвижимости.

В смысле хождения по кабинетам и откатов?

Иностранным менеджерам действительно сложно ходить по кабинетам. Откаты вообще нельзя поручать иностранцам. Кроме этого, у нас нельзя планировать проекты так, как они привыкли это делать в своих странах. В Украине совсем другие правила игры, хотя они меняются и постепенно становятся более рыночными.

Можно, а для значимых проектов даже очень желательно, привлекать иностранных архитекторов и специалистов по инжинирингу. Правда, это следует делать при условии, что расходы на таких профессионалов можно капитализировать.

Это снижает шансы украинцев получить хорошую позицию в строительной сфере?

У способных профессионалов, которые никогда раньше не работали в девелопменте, есть отличный шанс для блестящей карьеры в этом бизнесе.

Но у них же нет соответствующего опыта.

В этом случае идентифицируются определенные качества, которые позволяют оценить, может ли быть тот или иной претендент успешным в этом бизнесе. Проектному менеджменту можно научить. Талантливый менеджер способен к успешному кроссиндустриальному переходу (смене отрасли. — «ДЕЛО»). В конце концов, давайте вспомним, кто у нас в свое время банкирами стал?