Представитель минэкономики Дмитрий Гордейчук: Припортовый завод — сильный инструмент влияния на конкурентов

Дмитрий Гордейчук, начальник отдела химической промышленности Держзовнишинформа при Минэкономики, рассказал, как новый собственник Одесского припортового может безнаказанно пользоваться монопольным положение предпрития
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Дмитрий, Держзовнишинформ владеет рыночной информацией по всей продукции. Вы точно знаете, какова сейчас конъюнктура на мировых рынках, в частности аммиака? Скажите, есть ли сейчас необходимость приватизации Одесского припортового завода?

– Припортовый — изюминка украинской химии. Предприятие в отличном техническом состоянии, коэффициент потребления газа на единицу продукции самый лучший в отрасли. Благодаря этому заводу великолепно чувствует себя весь город Южный. Моя личная точка зрения — отдавать стратегические объекты, каким является ОПЗ. в частные руки в период политической нестабильности неправильно. В сегодняшней ситуации трудно быть непредвзятым. Если заводу и нужен инвестор, то это должна быть крупная международная компания, которая заплатит за него максимальные деньги и будет развивать завод для увеличения своего бизнеса.

– Эксперты и потенциальные покупатели отмечают, что затягивание продажи ОПЗ приведет к его удешевлению — предприятие теряет инвестиционную привлекательность, ведь ежегодно растет стоимость основного сырья — природного газа. Значит, увеличивается себестоимость производства.

– Из всех украинских химических предприятий подорожание газа менее всего скажется на ОПЗ. Еще раз подчеркну: завод имеет наименьший коэффициент расходования газа при производстве аммиака. Потом, газ дорожает во всем мире, соответственно, дорожает и химическая продукция. Цена на нее формируется исходя из спроса-предложения, и у Припортового есть существенные козыри.

– Тут важен также вопрос территориального размещения предприятия.

– Да. Завод почти идеально расположен с точки зрения логистики. Весь аммиак, произведенный на предприятии, уходит на экспорт. У завода отличная репутация на мировых рынках — все трейдеры знают, что у ОПЗ всегда можно купить аммиак. Это великолепный партнер, ни разу не подводивший своих контрагентов. Завод никогда не давал сбоев, в отличие от других аммиачных заводов в мире.

– Но при этом Одесский припортовый является монополистом по перевалке аммиака на экспорт. Как ограничить влияние будущего собственника завода на других участников рынка? Есть предложения по разделу ОПЗ на две части: на производство аммиака и карбамида, а также на перевалку аммиака. Это возможно?

– Весь аммиак, направляемый на экспорт, сливается в емкости ОПЗ. Всего в составе ОПЗ четыре изотермических танка емкостью по 40 тысяч тонн каждый. Эти емкости были построены и обслуживаются заводом, который вложил в это колоссальные деньги.

Если эти изотермы выделить из состава ОПЗ, то самому заводу будет некуда сливать свой аммиак. Но главное, это очень сложно с технологической точки зрения. Всю систему завода придется переиначить, а это очень материало- и капиталоемкий процесс. Кроме того, возникает вопрос экологической безопасности — переделка завода без остановки транспортировки аммиака очень непроста.

Будущий хозяин ОПЗ, получив в распоряжение хранилища аммиака и блок его перевалки на суда, сможет по своему усмотрению регулировать его экспорт. Кому-то притормозить, кому-то вообще отказать. ОПЗ — очень сильный инструмент влияния на конкурентов в азотной и аммиачной химии.

– Есть ли какие-то конкретные наработки по ограничению монополизма Припортового без его раздела?

– Министерство промышленной политики предложил такую схему: тариф на перевалку аммиака устанавливает Антимонопольный комитет, а договоры на транспортировку аммиака контролирует Минпромполитики. Таким образом, без ведома министерства ОПЗ не сможет отказать в услуге по перевалке, а стоимость услуги диктует Антимонопольный комитет.

– Есть варианты, как обойти эти ограничения?

– Когда все емкости будут заполнены аммиаком, можно отказать в его приемке — нет технической возможности. Отгрузку из емкостей можно придержать — нет судов для слива, шторм и т.д. В этом случае в суде практически невозможно доказать злоупотребления монопольным положением собственника ОПЗ.