Президент акционерной компании «Укрречфлот» Михаил Чубай: На сегодняшний день нет ни малейших оснований говорить о каких-то конфликтах вокруг «Укрречфлота»

Президент акционерной компании «Укрречфлот» Михаил Чубай утверждает, что борьба за активы компании завершена окончательно, и новые инвесторы — владельцы «Мистобанка» и «Энергетического стандарта» — готовят средства для матросов и строительства новых судов
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

– Два месяца шел спор акционеров за активы «Укрречфлота». Чем закончился конфликт?

– Точка в этом споре была поставлена 12 октября. Собрание акционеров «Укрречфлота» утвердило новый состав правления и наблюдательного совета компании. Утверждена новая редакция устава, которая увеличила полномочия акционеров в управлении компанией. Также собрание акционеров приняло отставку по собственному желанию предыдущих топ-менеджеров компании — Павла Подлесного и Михаила Антипенко. В свою очередь, решением собрания я был утвержден президентом компании. До этого с августа 2007 я находился в этой должности с приставкой и.о.

– Иными словами, конфликт вокруг «Укрречфлота» можно считать завершенным?

– На сегодняшний день нет ни малейших оснований говорить о каких-то конфликтах вокруг «Укрречфлота». Ранее имел место конфликт между крупными акционерами и менеджментом в связи с разными взглядами на будущее компании. Два месяца назад произошла консолидация крупного пакета акций «Укрречфлота». Сейчас конфликт исчерпан. В руках стратегического инвестора сосредоточен контрольный пакет акций. По имеющейся информации, бывшие руководители компании продали свои акции и подали заявления об уходе. Собрание акционеров приняло их отставку. Это было сделано по обоюдному согласию сторон. В наблюдательный совет компании введены представители новых собственников. Компания уже подала заявление об отзыве дела «Укрречфлота» из межведомственной антирейдерской комиссии.

– У государственных регуляторов были какие-то замечания к проведению собрания акционеров 12 октября?

– Нет. Собрание состоялось в полном соответствии с предусмотренными законодательством процедурами. Теперь не нужно больше искать сенсации в «Укрречфлоте». Отныне компания будет «выдавать» только хорошие новости.

– Поговаривают, что новым инвесторам не так просто достался контроль над компанией…

– Скупка акций велась почти полтора года — акции компании были рассредоточены среди более чем 70 тысяч мелких акционеров. И уже в начале сентября этого года инвестиционная компания «Велес капитал» сообщила о выкупе более чем 70% акций «Укрречфлота» в пользу владельцев одесского банка «Мистобанк» и компании «Энергетический стандарт».

– Вы говорите о полюбовном расставании с бывшим руководством «Укрречфорта», но ведь именно они препятствовали консолидации активов компании?

– Действительно, конкуренцию в этом деле новым акционерам пытался составить бывший руководитель «Укрречфлота» Павел Подлесный, выкупая акции с рынка за счет средств самой компании. По ходу дела он активно пытался повесить на инвесторов ярлык «рейдеров». Но инвесторы оказались расторопнее, а бывшие топ-менеджеры были вынуждены прекратить выкуп акций, чтобы не поставить под угрозу инвестиционные планы компании.

Безболезненный конфликт

– Что представляют собой новые собственники компании?

«Укрречфлот» получил не просто нового собственника, а стратегического инвестора. Альянс банка и промышленно-инвестиционной компании является выгодным для «Укрречфлота». Наличие у новых собственников банка облегчает доступ к финансовым ресурсам. А «Укрречфлоту» понадобятся кредитные ресурсы для программы строительства береговой инфраструктуры портов и заводов. «Энергостандарт» же имеет опыт интенсивного развития крупных предприятий и, кроме того, имеет смежное с бизнесом «Укрречфлота» производство — Севастопольский морской завод. Таким образом, мы получаем базу для ремонта наших морских кораблей. Как человек, отдавший «Укрречфлоту» более 30 лет жизни, я считаю, что такой взаимовыгодный союз транспортных, промышленных предприятий и финансовых структур даст новый толчок развитию нашей компании.

– Минувшая нестабильность как-то повлияла на экономическое состояние «Укрречфлота»?

– Все время «Укрречфлот», в том числе столичный офис предприятия, работал в обычном режиме. Мы выполняли все финансовые обязательства. Заключались новые контракты. Находящиеся в плавании суда были обеспечены всем необходимым.

– Звучит так, как будто конфликт разразился не в «Укрречфлоте», а в другой компании, ведь подобные ситуации не проходят безболезненно для финансово-хозяйственной деятельности предприятий…

– Я хочу повторить, что по итогам работы за прошедший период 2007 года все планы компания выполнила. И это подтверждают цифры. Так, судами «Укрречфлота» и речных портов перевезено 6,5 миллиона тонн различных грузов, что на 8% превышает уровень аналогичного периода 2006 года. Объем переработки грузов дочерними предприятиями компании — речными портами на 12% превысил уровень прошлого года. По сравнению с 2006 годом доходов от перевозок грузов получено на 17% больше, а рост прибыли составил около 50%.

Более того, в полном объеме выполняется программа нового судостроения. В 2007 году приняты в эксплуатацию три теплохода типа «Буг». Скоро войдет в строй последний, девятый, теплоход этой серии — «Иван Пилипенко». На Запорожском судоремонтном заводе в конце октября будет сдана в эксплуатацию четвертая несамоходная баржа типа «Европа-М» для работы на реке Дунай. Как видите, наша компания не замедляет темпов своего развития.

Охота на матросов

– Если все так хорошо, то во что тогда инвестировать новым акционерам?

– Сегодня стоит серьезная задача укрепления позиций «Укрречфлота» на рынке. И уже предпринимаются конкретные шаги в этом направлении. Прежде всего, по удержанию капитанов и их помощников, а также по формированию резерва молодых специалистов. Мы вернулись к еще Союзной практике — платить стажерам полставки матроса. «Укрречфлот» долгое время не предлагал студентам-стажерам денежное довольствие, и мы лишились притока молодого пополнения с достаточной квалификацией. Также компания повысила зарплаты и выплаты валюты (взамен суточных) плавсоставу нашего флота. Прежде всего, командному составу судовых экипажей. Остановить отток кадров в конкурирующие судоходные компании — одна из приоритетных задач в данный момент. Западные компании, переманивая наших сотрудников, с одной стороны признают их профессионализм, что не может не льстить. Но в то же время я понимаю, что у предприятия, из которого уходят лучшие люди, нет будущего. Поэтому в ближайшие несколько месяцев мы подумаем над тем, как минимизировать текучесть кадров, и разработаем детальный план всех необходимых мероприятий.

– Кадры решают все, но что делать с устарелым флотом?

– Устаревший флот — это более чем актуальная проблема, однако мы уже начинаем аккумулировать средства для строительства нового флота. И это не смотря на то, что «Укрречфлот» — единственная украинская компания, пополняющая флот новыми судами. В сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития построено семь сухогрузов на верфях Румынии и заканчивается строительство серии из девяти морских судов в Николаеве. Я могу с уверенностью сказать, что именно в строительстве нового флота заключается наше конкурентное преимущество перед другими перевозчиками. В целом же в Украине средний возраст судов уже превысил 23 года. В то время как средний возраст судов в Центральной и Восточной Европы достиг 20 лет, в развитых странах — 11.

– Кадры, новый флот... Возможно, существуют другие направления, куда «Укрречфлот» будет вкладывать свои средства?

– Компания завершит сооружение элеватора и зернового комплекса в Херсонском порту. Мы возлагаем на этот комплекс большие надежды. Думаю, его запуск существенно увеличит доходы, а также рентабельность предприятия. На ближайшую перспективу запланировано строительство такого же элеватора в Днепропетровском речном порту, а также строительство универсального грузового комплекса в Запорожском речном порту и глубоководного причала с универсальным перегрузочным комплексом в Николаевском речном порту.

50%-ной доли рынка мало

– Что вы как президент компании ждете от этих инвестиций?

– Увеличить долю на рынке перевозок. Сегодня наша доля составляет 50% от общего объема перевозок, осуществляемых всем морским и речным транспортом Украины. Думаю, нам под силу эту долю увеличить. Прежде всего, за счет увеличения перевозок на Дунае, а также за счет увеличения объемов морских перевозок средней дальности. Мы можем и должны конкурировать с «Украинским Дунайским пароходством» и средиземноморскими перевозчиками. Поэтому перед «Укрречфлотом» в ближайшие 5 лет стоит задача значительно увеличить объемы морских и дунайских перевозок. Немаловажную роль будет играть и рост объемов перевозок грузов на внутрибассейновых линиях. Мы ставим перед собой в виде долгосрочных целей возрождение судоходства на Днепре. Необходимо оживить круизный бизнес. Почва для этого есть — в последние годы спрос на эти услуги значительно увеличился.