Президент «Богдана»: Мы будем строить завод в России

Президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук рассказал, что новый автозавод в Черкассах, который будет открыт на следующей неделе, не последний производственный проект корпорации в этом городе
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

очереди — завод по выпуску грузовиков.

На 20 июня 2007 года корпорация «Богдан» запланировала официальное открытие нового автомобильного завода в Черкассах. Вы успеваете завершить реализацию проекта в срок?

Да. Можно считать, что мы выполнили взятые на себя в 2005 году обязательства по созданию в Украине мощностей по производству автотранспортных средств различных типов.

Сегодня предприятие уже работает в тестовом режиме. А в следующем году мы собираемся выйти на производственные мощности – 120 тысяч легковых автомобилей в год.

Какие автомобили будут производиться на новом предприятии?

На заводе будут производиться две модели автомобилей Lada - 2110 и 2111. Нами также уже подписано лицензионное соглашение с компанией Hyundai Motor Co. о производстве трех моделей их авто. Первая модель – внедорожник Tucson, занимающий сегодня первое место в структуре продаж Hyundai. Еще две – Elantra и Accent.

По какому принципу отбирались модели?

Мы ориентировались на модели, пользующиеся массовым спросом.

Каковы этапы реализации проекта?

Любой подобный проект, как правило, проходит два основных этапа. Первый – около года – согласовательный, когда согласовывается вся документация. Второй – от двух до трех лет – непосредственно строительство объекта.

Какой объем инвестиций потребовался для строительства завода?

Проект обошелся нам более чем в 330 миллионов долларов.

Это были средства только корпорации «Богдан»?

Нет. Мы использовали и используем все возможные инструменты для привлечения инвестиций: и кредиты, и торговлю ценными бумагами.

Так мы закупали оборудование в Европе. Это позволило поучаствовать в европейских кредитных программах, при помощи которых в европейских странах правительство стимулирует экспорт.

К тому же в прошлом году мы привлекли долгосрочный синдицированный кредит на сумму 62,5 миллиона евро. По условиям договора срок пользования кредитом – семь лет. Деньги пошли на закупку оборудования и монтажные работы.

Кто стал вашими финансовыми партнерами?

Участниками синдиката выступили три кредитора. Это нидерландская компания финансового развития FMO, УниКредит Банк и немецкая компания инвестиций и развития DEG.


Через сколько окупится проект?

Думаю, на окупаемость мы выйдем лет через восемь.

Корпорация также заканчивает модернизацию луцкой площадки "Автомобильного завода «Богдан». Какой объем инвестиций для этого потребовался?

Да, действительно, в четвертом квартале будет сдана вторая очередь автобусного производства в Луцке, что позволит увеличить производственные мощности до 6 тысяч автобусов и троллейбусов. Инвестиции в этот проект превышают 130 миллионов долларов США.

Как сегодня формируется цена на автомобиль в Украине?

Формирование цены везде одинаково и зависит от многих факторов. Во-первых, это факторы, так или иначе связанные с затратами на производство: стоимость земли, сырья, разрешительной документации, инфраструктура. Во-вторых, очень важно, какая система налогообложения действует в стране.

Будут ли модели, произведенные на Черкасском заводе дешевле, чем импортированные зарубежные аналоги?

Понимаете, цену определяем не мы. Ее определяет рынок. Автомобили не могут продаваться по низкой цене. Высокие цены стимулируют развитие производства. У производителя появляются средства, которые можно реинвестировать в строительство и модернизацию производственных мощностей. Если же рентабельность продаж будет низкой, никто этим заниматься не будет.

Но, безусловно, чем больше автомобилей будет на украинском рынке, тем ниже будет их цена.

Почему же, к примеру, американцы позволяют себе выпускать автомобили по более низким ценам?

В Америке правительство стимулирует развитие автопрома. Автопроизводители имеют пакет льгот и разного рода преференций. Также там действуют программы, к примеру, кредитные, которые стимулируют экспорт.

Корпорация «Богдан» также заявила о строительстве логистического центра в Черкассах. Чем он будет заниматься?

Он будет полностью обслуживать грузы, которые приходят на завод. «Технопарк» рассчитан на полный комплекс услуг. Включая железнодорожную, автомобильную доставку, дистрибуцию готовой продукции и так далее.

Мы планируем, что со временем «Технопарк» будет обслуживать не только наш завод, но и другие предприятия Черкасс. Это позволит увеличить его рентабельность.

Какой объем средств понадобится для создания центра?

Ориентировочно запланированные инвестиции составляют 65 миллионов евро.

Некоторые эксперты считают, что для украинских компаний выход на международные биржи, прежде всего – имиджевый ход, не имеющий практического применения. Согласны ли вы с таким мнением?

Категорически не согласен. Во-первых, выход на международные биржи дисциплинирует украинский бизнес. Заставляет его соответствовать европейским стандартам. Делает структуру самого бизнеса максимально прозрачной.

Во-вторых, это действенный инструмент капитализации компании, определения стоимости ее акций. Без этого можно называть любые цифры, оценивая свой бизнес. Они не будут иметь никакого значения. Потому что цену определяет рынок.

К примеру, мы продали на Франкфуртской фондовой бирже 8% акций «Автомобильного завода «Богдан» (Луцкий автомобильный завод) при капитализации в 200 миллионов долларов. Сегодня он оценивается практически в 700 миллионов долларов.

Уверен, чем больше украинских компаний будут выходить на международные биржи, тем лучше будет для Украины.

А как вы расцениваете перспективы вашей корпорации по выходу на IPO?

Это часть стратегии развития корпорации. Для нас значительным шагом на пути к внешним финансовым рынкам является консолидация производственных активов на базе «Автомобильного завода «Богдан». Мы строим такую производственную структуру, которая будет понятна инвестору с точки зрения управления. Это позволит увеличить капитализацию и прибыльность предприятия.

Думаю, о IPO можно будет говорить через три-четыре года.

В активы корпорации «Богдан» входит компания «Украинский автомобильный холдинг», занимающаяся развитием мультибрендовых автосалонов. В чем их преимущество перед салонами, представляющими один бренд?

Прежде всего они позволяют снизить затраты на покупку земли. Правда, не всегда так просто представить все бренды в одном салоне. Некоторые производители требуют, чтобы их автомобили представляли эксклюзивно.

Тем не менее мы достаточно успешно продвигаемся в этом направлении.



Какова сегодня география мультибрендовых салонов?

Мы представлены по всей территории Украины. Это порядка 40 центров в крупных городах. А через три-пять лет мы собираемся довести их количество до 100. В наших планах - выйти на рынки больших районный центров Украины.

Какие инвестиции были сделаны в развитие этой сети?

Ежегодно в развитие сети салонов мы вкладываем около 10 миллионов долларов. Если говорить об общем объеме, то на сегодняшний день сумма составляет порядка 150 миллионов долларов.

Вы говорили, что одна из важнейших стратегических задач корпорации – капитализация. Какие шаги в этом направлении будут делаться?

Они уже делаются. Это выход на международные фондовые биржи, консолидация производственных мощностей на базе «Автомобильного завода «Богдан», запуск предприятия по производству грузовой техники в Черкассах. Мы также планируем построить завод по производству автобусов «Богдан» в России.

Можно сделать вывод, что ваши автобусы там пользуются высоким спросом?

Да. Половина «Богданов», которые производятся в Украине, мы экспортируем в различные страны. Россия – крупнейший и наиболее перспективный экспортный рынок для нашей компании. В России дешевле сырьевая база. И в целом там создаются такие условия, при которых выгодно приходить не с импортом, а с новыми технологиями, чтобы организовать это производство.

Вы также говорили, что для вас интересен не только рынок стран СНГ, но и Европы. Кто из европейцев покупает вашу продукцию?

Это Восточная Европа и Балканские страны. С их стороны мы видим интерес к нашей продукции.

А страны Западной Европы?

С ними мы практически не работаем. У них очень закрытые рынки. Их производители защищены от импорта пошлинами.

Изменится ли ситуация после того, как Украина перейдет на нормы ВТО?

По тем тенденциям, которые можно сегодня наблюдать, думаю, что нет.

Вы говорили, что условия, которые поставила перед ВТО Россия, выгоднее, чем украинские. В чем выгода российской стороны?

У России будет семь лет, чтобы перейти на новые условия рынка. За это время их производители успеют адаптироваться.

Какой выход из ситуации видите вы?

Логичнее всего было бы сохранить в Украине ввозные пошлины.

Каковы финансовые показатели корпорации за 2007 год?

Чистая прибыль корпорации «Богдан» за прошлый год – 98,6 миллионов долларов США.


Олег Свинарчук

Родился 5 февраля 1970 года.

Окончил Киевский автодорожный институт (cейчас Национальный транспортный университет).

1993 год – стал заместителем гендиректора "Украинского промышленно-инвестиционного концерна".

1995 год – занял должность вице-президента «Укрпроминвеста».

С 1998 года – почетный консул Республики Сейшельские острова в Украине.

С 2003 года – совмещает работу в "Укрпроминвесте" с должностью гендиректора промышленно-инвестиционного холдинга «Богдан». С реформированием холдинга в корпорацию занял должность ее президента, продолжая оставаться вице-президентом группы компаний «Укрпроминвест».

20 января 2006 года - указом президента удостоен звания «Заслуженный машиностроитель Украины».

Увлечения – спорт, литература, музыка.

Женат. Трое детей.


Производственные мощности корпорации "Богдан"

«Автомобильный завод «Богдан» - производство легковых автомобилей и автобусов.

"Черкасский автобус" - производство автобусов.

"Богдан-Спецавтотехника" - переоборудование и производство спецавтотехники на базе существующих моделей.