Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Президент МТСБУ: Страховщики-банкроты задолжали своим клиентам около 50 миллионов гривен

  • Владимир Романишин

    президент МТСБУ

Президент Моторного (транспортного) страхового Бюро Украины (МТСБУ) Владимир Романишин в интервью «ДЕЛУ» рассказал о том, сколько Бюро выплатило по обязательствам проблемных страховых компаний, которые сейчас ликвидируются

Владимир Федорович, можете назвать результаты работы рынка «автогражданки» за 2010 год? На какую сумму продано полисов ОСАГО, сколько компании выплатили пострадавшим?

В прошлом году, по предварительным данным, страховые компании собрали около 1,7 млрд. грн. премий, выплатили – 750-800 млн. грн. Безусловно, есть значительный рост по сравнению с 2009 годом, когда было собрано всего 1,3 млрд. грн., а выплачено 552 млн. грн. возмещений.

Как изменилось количество компаний, имеющих право продавать полисы «автогражданки» за 2010 год?

На начало 2010 года в состав Бюро входило 87 страховых компаний. На протяжении года мы приняли еще три, а пять – исключили. Причем, два страховщика вышли из членов Бюро добровольно, а остальных мы «попросили» в связи с отсутствием отчетности и систематическим отсутствием отчислений в фонды Бюро.

Кстати, о фондах. Известно, что в прошлом году в фондах МТСБУ находилось около 200 млн. грн. А на сколько увеличились размеры фондов после увеличения тарифов?

Эту информацию я не уполномочен обнародовать.

По нашим данным, ликвидатор страховой компании «Вексель» Евгений Кудляк просит МТСБУ вернуть инвестиционный доход, который МТСБУ получило за последние несколько лет по размещению денег из гарантийного фонда этого проблемного страховщика. Но возвращать их, по его словам, вы не спешите…

По решению президиума Бюро, мы не возвращаем инвестдоход тем компаниям, у которых есть непогашенные обязательства перед клиентами и МТСБУ. А у «Векселя» они есть. Поэтому мы не можем вернуть им деньги, ведь по его обязательствам перед потерпевшими по полисам ОСАГО платить будет Бюро. Если перечислим на счета ликвидируемого страховщика, то есть риск использования этих средств на цели иные, чем выплаты по «автогражданке».

По информации ликвидатора «Векселя», компания признала заявки кредиторов по договорам ОСАГО на сумму 1,5 млн. грн. А сколько должны другие ликвидируемые страховщики?

Всего, по нашим подсчетам, у трех ушедших с рынка в 2009 году компаний – «Страховых традиций», «Галактики» и «Векселя» – в гарантийный фондах Бюро накоплено около 5 млн. грн., а обязательств у них перед клиентами – 50 миллионов…

А по обязательствам каких компаний Бюро в прошлом году уже проводило выплаты?

Почти 600 тысяч гривен мы вернули клиентам страховой компании «Авионика» (процедура ликвидации начата в сентябре 2010 года – «ДЕЛО»), частично начали выплаты по «Галактике».

Бланков полисов понадобится 10 млн. штук

По данным участников рынка, в прошлом году из страховых компаний пропали сотни тысяч бланков полисов ОСАГО. И якобы их потом активно продавали нечестные на руку агенты, а полученные средства присваивали. По самым приблизительным подсчетам на пропавших полисах в прошлом году было заработано около 40 миллионов гривен…

Объемы утерянных бланков полисов действительно серьезные. За 11 месяцев 2010 года было утеряно 212 тысяч полисов, 160 тысяч из них пропало из компаний-банкротов. При этом страдают сами компании, которым потом приходится выплачивать возмещения по утерянным и в дальнейшем кем-то проданным полисам. Если же это компании-банкроты, то за выплатами приходят уже к нам.

Поэтому с 2011 года мы начинаем более жестко контролировать страховщиков-членов Бюро. Тех, кто не отвечает нашим требованиям по платежеспособности и финансовой устойчивости, будем ограничивать в объемах бланков.

А как будет определяться, финансово устойчива компания или нет?

Новую систему оценки страховщиков мы уже опробовали в тестовом режиме по результатам работы страховых компаний за 9 месяцев 2010 года. С нового года она начала функционировать в полную силу.

В чем ее суть?

Если вкратце, то по предоставленным в Бюро финансовым отчетам страховых компаний мы условно делим продавцов «автогражданки» на 4 категории. В первые две попадают финансово устойчивые страховщики в третью и четвертую – неустойчивые. Чтобы оградить их и себя от непосильных рисков по ОСАГО, мы будем сокращать вдвое объемы полисов тем компаниям, которые попадут в третью категорию устойчивости, и второе – если в четвертую. Очень простая и действенная система.

Кроме того, дополнительный контроль над обращением бланков полисов ОСАГО установила компания-изготовитель – «Информационно-тенхический центр» (ИТЦ). Это дочернее предприятие Госфинуслуг, на рынке оно с августа 2010-го. Теперь украсть полис практически нереально.

Кстати, об ИТЦ. Это предприятие, по сути, монополизировало производство бланков «автогражданки» и почти сразу же подняло стоимость комплекта (бланк плюс стикер) почти в 10 раз – до 11,2 грн. за штуку. Говорят, из-за этого некоторые страховщики вообще отказывались покупать эти бланки и ищут возможность печатать их в обход ИТЦ, а значит, и в обход МТСБУ…

В обход – это незаконно и такие полисы не будут легитимными. А на счет отказов, я о таком слышу впервые – все компании понимают важность борьбы с мошенничеством, выкупили и активно используют новые бланки полисов. Напомню, с нового года полисы ОСАГО продаются только на новых бланках, хотя действуют и проданные в прошлом году старые полисы – до истечения срока договора.

Сколько было напечатано таких бланков и какова годовая потребность рынка в этих полисах?

Напечатали на первый квартал с запасом – 4 млн. штук, а всего на 2011 год, по нашим данным, понадобится 10 млн. штук. Кстати, стоимость бланков никоим образом не влияет на конечную цену страхования, а спецзнак к полису страховщик обязан выдавать безвозмездно.

Премии достигнут 2 млрд. грн.

Что ожидает рынок «автогражданки» в ближайшие полгода-год?

Надеемся, будет принят закон о европротоколе, будем готовить изменения в закон об ОСАГО для того, чтобы ввести прямое урегулирование страховых событий. Ожидаем также активизации работы страховщиков с базой данных Бюро и более эффективного использования баз данных ГАИ о ДТП и зарегистрированных у них транспортных средств.

При взаимодействии наших баз будет максимально упрощена процедура получения информации от ГАИ страховщиками. Это позволит им, не ожидая информации от автоинспекции по ДТП в письменном виде, сразу начинать работу по страховым случаям и значительно ускорит процедуру выплаты.

С учетом этих моментов, какие объемы премий и выплат по ОСАГО вы прогнозируете на этот год?

Премии и выплаты будут расти. Предполагаю, что по итогам нынешнего года рынок «автогражданки» по сборам достигнет отметки в 2 млрд. грн. Но при этом выплаты будут расти более быстрыми темпами, чем страховые премии.

Беседовала Татьяна ПАВЛЮЧЕНКО