Президент Укринюрколлегии Данила Курдельчук: " Только с таким названием мы могли говорить о правопреемстве по делам в зарубежных юрисдикциях"

Президент Укринюрколлегии рассказал, с какими сложностями компания сталкивается при защите имущественных прав украинцев за рубежом.

Президент Укринюрколлегии рассказал, с какими сложностями компания сталкивается при защите имущественных прав украинцев за рубежом. После развала Союза у Инюрколлегии Украины были какие-то проблемы с Москвой. Почему?

За день до референдума, 1 декабря 1991 года, мне позвонил из Москвы мой хороший друг, председатель союзной Инюрколлегии, и сообщил, что возглавляемое мною представительство в Украинской и Молдавской ССР с 30 ноября закрывается. Это я воспринял как шутку, но, прибыв в Москву уже после референдума, я услышал: «Мы знали, что вы, хохлы, будете выходить из Союза, поэтому будьте свободны и независимы — вот вам расчет и трудовые книжки».

9 декабря этого же года мы — бывшие сотрудники закрытых представительств Инюрколлегии в Киеве, Львове и Ужгороде — провели учредительное собрание по созданию «Української правничої служби». При госрегистрации в январе 2002 года мы вернулись к названию Инюрколлегия, добавив слово «украинская».

Зачем нужно было возвращаться к изначальному названию?

Только с таким названием мы могли говорить о правопреемстве по делам в зарубежных юрисдикциях.

Портфель союзной Инюрколлегии более чем наполовину состоял из дел, доверителями по которым были жители Украины. Мы, получив новые полномочия от доверителей, прежде всего приостановили переводы активов из Канады и США в Москву. Сейчас трудно представить, что в СССР все зарубежные активы поступали исключительно через узкое горлышко Внешторгбанка СССР в Москве, откуда уже производились выплаты гражданам и организациям в местные отделения существовавших тогда банков.

Часть активов — пенсии, алименты, наследства, — причитавшиеся жителям Украины, поступившие в Москву в конце 1991 и первой половине 1992 года, бесповоротно пропали.

Однако вашу компанию никто не признал в мире…

Дольше других пришлось убеждать юристов-партнеров Инюрколлегии в странах Западной Европы. Последними были британцы — только к середине 1993 года они признали нас, а не московскую Инюрколлегию, законными представителями украинских граждан.

Западные партнеры вынудили московских коллег вести с нами переговоры по завершению дел, начатых в советский период.

Где вы взяли деньги на организацию и раскрутку компании? Москва вряд ли с вами поделилась…

Еще в 1991 и 1992 годах я просил у московского офиса выделить нам хотя бы 100 тысяч долларов из имевшихся тогда общих 2 миллионов долларов и 20 миллионов рублей. Позже просил выделить в виде беспроцентного кредита хотя бы меньшую сумму. Отказ был категорическим. Тогда я пошел по властным кабинетам в Киеве. Мне обещали и оказали всяческую помощь, но не финансовую: государство было бедным. В итоге я взял почти на кабальных условиях небольшой банковский кредит. Пришла помощь из Канады.

С 1991 года Инюрколлегия стала АО. Какая форма сейчас у компании?

Мы с момента регистрации действуем как адвокатское объединение, специализирующееся на представлении интересов и защите прав клиентов в зарубежных юрисдикциях, а в Украине представляем иностранную клиентуру — физические и юридические лица.

Сколько человек у вас в штате?

Сейчас в Укринюрколлегии работает более 60 человек, из них 29 юристов в Киеве, Львове, Ужгороде, Луцке, Тернополе, где есть наши офисы. В последние годы используем форму работы с представителями (на договорной основе) еще в 7 городах — Донецке, Запорожье, Николаеве и др.

То есть из частных компаний только вы имеете право вести дела наших сограждан за рубежом?

Во времена СССР Инюрколлегия была монополистом по ведению имущественных дел за границей, а сегодня любая адвокатская и неадвокатская структура может заниматься этим видом деятельности. Тут выбор за клиентом.

Ведение имущественных дел за границей — основное направление нашей деятельности — предполагает наличие постоянных партнеров-юристов в соответствующих юрисдикциях. Более чем в 40 странах мира у нас есть около 150 партнеров, или, как мы их называем, инокорреспондентов. Канадский или бельгийский адвокат представляет нашего клиента в судах своей страны, а интересы канадца или бельгийца при необходимости по поручению инокорреспондента в Украине представляют юристы нашего объединения.

Говорят, что у вас были хорошие отношения с Владимиром Жириновским…

Да, я был с ним хорошо знаком, бывал у него дома в Ясенево. После окончания Института восточных языков он работал в Турции, затем был выслан в Союз, принят на работу в Инюрколлегию. В первые годы независимости я и наш покойный ныне коллега Петр Кривенко получили от Владимира Вольфовича предложение о сотрудничестве в рамках создаваемых организаций ЛДПР. Нас это не заинтересовало, а Жириновский полушутя выразился, что мы поздно опомнимся, «когда русский сапог будет в Индийском океане».

Сколько стоят ваши услуги для украинских мигрантов?

На начальном этапе, пока идет рассмотрение дела,  бесплатно. Оплата происходит после его завершения, когда вынесен финальный вердикт. Принцип оплаты — гонорар.

Типичное условие — 5-15% от спорной суммы. Когда речь идет о пенсионных делах — это около 5%, простые наследственные дела — 10%. Если к нам обращаются из-за границы — 15% гонорара от суммы. В случае если приходится нанимать иностранного адвоката, сумма может увеличиться и до 33%.

Некоторые дела длятся годами, и на сегодня мы ведем около тысячи наследственных дел. В год мы решаем несколько сот из них, что составляет половину портфеля нашей работы.

Наследников ищете только за границей?

Нет, если при Союзе 2-3% наследственных дел приходилось на Украину, то сегодня это 10-15%.

У нас постоянно в производстве находятся несколько сотен наследственных дел: от простых, с завещанием конкретному человеку, до очень сложных, где скрупулезно изучаются архивы, собираются документы и доказательства в подтверждение права на активы, наследства, открывшегося после смерти лица, чьи родители выехали за рубеж еще в XIX веке. Наследниками в этом случае будут ничего не подозревающие дети двоюродных племянников...

На Западе есть большое число генеалогических фирм, специализирующихся на поиске таких наследников, и мы часто сотрудничаем с ними. Меня поразила в свое время одна цифра — сумма невостребованных наследств только по штату Нью-Йорк — около 5 миллиардов долларов. Несомненно, определенная часть этой суммы причитается родственникам лиц, выехавшим в свое время из Украины и умершим в США.

Сколько денег в среднем человеку удается отсудить?

Если говорить о Союзе, то за все время работы Инюрколлегии было найдено наследство за границей для более 320 тысяч человек. Для них суммы выплат в среднем составляли от 10 до 50 тысяч долларов.

Все зависит от самого дела. Бывает так, что это нематериальные ценности. За границей крупное дело — это от нескольких миллионов до несколько десятков миллионов долларов. Для Украины крупное дело — от 250 тысяч долларов, на которые приходится 25% наших дел, 10-15% из них оказываются просто «пустыми».

Государство заинтересовано в возвращении наследства в страну?

На словах — да, но когда дело доходит до практики, мы сталкиваемся со многими препятствиями. Например, нотариусы, вопреки закону, на каждого человека делают одну доверенность. В то время как раньше в один такой документ можно было вписать много людей, что экономило деньги наших граждан. Ведь каждая доверенность стоит 150 гривен.

Насколько я понимаю, вы первыми в Союзе начали вести дела остарбайтеров.

Успешно начав работу по заявлению исков к фирмам, бывшим «работодателями» угнанных в Германию в 1941-1943 годах украинцев, Укринюрколлегия вместе с немецким адвокатом Петером Крузе, инициировавшим (!) эту работу, добилась позитивных решений в немецких судах более чем по 20 делам, что, однако, было каплей в море, ибо речь шла о претензиях более 600 тысяч еще живых бывших невольников третьего рейха.

Сколько вам удалось выбить денег для украинских остарбайтеров?

После политических переговоров был создан специальный фонд, выплативший украинским гражданам около 2 миллиардов долларов в 2001-2006 годах.

Вы принимали непосредственное участие в переговорах. Скажите, сколько составил ваш гонорар?

На всех 59 адвокатов, участвовавших в процессе, выделили сумму в 120 миллионов марок, я получил 1 миллион марок. 

Сколько денег получил каждый узник концлагеря из Украины и европеец?

Это несоизмеримые суммы. Например, наш гражданин получил единоразовую помощь в сумме около 20 тысяч марок, а европеец, помимо этой суммы, каждый месяц получал по 750 марок.

Говорят, наследством гетмана Полуботка вы тоже занимались…

Наследством гетмана Полуботка я занимался еще в советский период, когда была создана правительственная комиссия. В результате исследований в архивах Санкт-Петербурга и Москвы было установлено, что отсутствуют какие-либо доказательства такого наследства, внесенного сыном гетмана Яковом в банк Ост-Индской компании. Более того, имеется донесение русского консула в Гулле (Великобритания), который неофициально установил, что все невостребованные вклады на порядки ниже гипотетического вклада Полуботка.

Помню, что тогда шутили: если удастся найти золото Полуботка в виде вклада, британская казна будет нашей; а если золото было помещено на хранение, то за эту услугу британцам нужно заплатить кратно стоимости помещенного металла.

Красивая легенда была подхвачена в начале 1990-х годов: когда жизнь трудна, люди охотно верят в чудеса. Помню брошюру Яворивского и Иванычука с информацией на последней странице обложки о том, что в Британии на каждого украинца хранится по 38 килограммов золота из наследства Павла Полуботка.

Какой регион в мире является наиболее «денежным» по выплате наследства?

Традиционно это Канада, США, Австралия и Велико-британия. Есть дела из Норвегии. Из таких стран, как Япония, Марокко за все время было только по одному наследственному делу, два дела — в Китае.

Кроме наследственных, какие международные дела вам приходилось вести?

Сложными являются споры, связанные с семейно-брачными отношениями, международными усыновлениями, разделом имущества.

На брачно-наследственные дела у нас приходится до 50% дел, на дела, связанные с бизнесом — 25%.

Скажите, зарплата сотрудника зависит от того, нашел он наследника или нет?

Нет, у нас сотрудники получают ставки, так как для рассмотрения каждого дела мы привлекаем нескольких сотрудников. Кроме того, рассмотрение дела может затянуться на годы. Чтобы увеличить эффективность работы, 20-25% доходов наших сотрудников — это заработная плата, остальное — премия.

Info. Данила Курдельчук
Президент Укринюрколлегии

 Родился 2 января 1944 года в селе Куликовичи Волынской области.
 1967 год — окончил юридический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко.
 1967 год — консультант представительства Инюрколлегии в Украинской и Молдавской ССР.
 1977 год — заместитель уполномоченного, а с 1987 года — уполномоченный Инюрколлегии в Украинской и Молдавской ССР.
 С 1991 года — глава президиума новосозданной Укринюрколлегии.
Почетный член правления Украинско-американской ассоциации адвокатов.
Адвокат года-2003 в Украине.
Женат, есть два сына, три внука и внучка.

$2 млн. и 20 млн. рублей общесоюзных денег осталось на счету московского офиса Инюрколлегии после развала СССР

Украинская иностранная юридическая коллегия (Укринюрколлегия)
 Основана в 1992 году на базе Представительства бывшей союзной Инюрколлегии, которая работала в УССР с 1937 года. В ее составе начали свою профессиональную деятельность многие нынешние специалисты  Укринюрколлегии.
 Традиционно Коллегия специализируется на ведении наследственных дел за границей и в Украине.
 Имеет разветвленную систему представительств в Украине и инкорреспондентскую сеть за рубежом (более 200 офисов в разных странах мира).
 В Украине предоставляет юридические услуги посольствам, представляет интересы иностранных граждан.

Помощники в поиске
При поиске родственников за границей коллегия сотрудничает с Интерполом, международной организацией «Ла Страда», общественными организациями мигрантов в странах их пребывания. В 2004 году Укр-
инюрколлегия подписала с МИД Украины меморандум о сотрудничестве по защите прав украинских трудовых мигрантов.

$2 млрд.из $124 млрд. составили выплаты украинским гражданам за принудительные работы в Германии во время II Мировой войны, хотя на осень 1944 года каждый 4-й такой работник был украинцем