Президент Всеукраинской ассоциации пекарей, совладелец «Холдинга «Т і С» Владимир Слабовский: Мы контролируем предприятия «Крымхлеб», «Одесский каравай», Симферопольский КХП, Бахчисарайский, Котовский и Белгород-Днестровский хлебозаводы

Президент Всеукраинской ассоциации пекарей, совладелец «Холдинга «Т і С» Владимир Слабовский занялся сроительством суперсовременного хлебопекарского комплекса под Киевом. Стоимость проекта — 30 миллионов долларов

– Расскажите о ваших первых шагах в аграрном бизнесе.

– В начале 90-х, на заре независимости Украины, я, как и большинство, занимался коммерцией. В Донецкой области, где я тогда жил, в прямом смысле не хватало еды. И я поставлял продукты питания — муку, мясопродукты, консервацию — из Центральной Украины на восток страны. Это был мой первый собственный бизнес. Вскоре я нашел российских партнеров, и мы начали поставлять продукты питания в Архангельск. Работали недолго, потому что в 1993 году было подписано межправительственное соглашение, результатом которого стало значительное повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Возить продовольственные товары в Россию стало невыгодно.

– Как вы познакомились с вашим нынешним партнером Михаилом Табачником? Как решили основать совместный бизнес?

– В середине 90-х я работал в компании «Украгропродукт». Это предприятие сотрудничало с компанией «Грааль», отношение к которой имеет Михаил Табачник. Когда я ушел из «Украгропродукта» и основал свой собственный бизнес, мы стали партнерами.

– Какая часть «Холдинга «Т і С» принадлежит вам, какая Михаилу Табачнику?

– На сегодняшний день я владею 41%, остальные контролирует Михаил Табачник. Я являюсь президентом Холдинга, Михаил — председатель набсовета.

– У вас есть еще бизнес, кроме «Т і С»?

– Нет, это мой единственный бизнес.

– А у вашего партнера?

– Михаил Табачник контролирует группу компаний «Тико».

– С чего начинался «Холдинг «Т і С»?

– Фактически компания была создана в 1998 году. Вначале она называлась «Лизинговая компания «Хлеб Украины». Мы начинали с поставок материально-технических ресурсов селу. У нас были партнерские отношения с Минским тракторным заводом. По системе лизинга мы поставляли белорусские трактора и нефтепродукты украинским крестьянам. Сейчас лизинг сложно назвать цивилизованным, а тогда и вовсе это слово было ругательным. На самом деле это была рассрочка платежа. Крестьяне, в свою очередь, рассчитывались с нами, чем могли, в том числе и зерном. В результате, наша компания стала достаточно крупным по тем временам зернотрейдером. Вскоре на этом рынке нам стало тесно, и мы решили идти в производство.

– И так вы начали покупать хлебопекарские предприятия?

– Да. Вначале небольшие, потом покрупнее. Первой нашей большой покупкой стал «Крымхлеб». Вначале мы скупили на рынке небольшими частями акции этого предприятия, консолидировав 51%. Позже мы докупили у Фонда госимущества на открытом аукционе еще 19% акций «Крымхлеба». После этого наша компания приобрела самую крупную в Крыму мельницу — Симферопольский КХП.

– Кто продал вам крупнейшее мукомольное предприятие полуострова?

– Мы купили более 80% акций Симферопольского КХП у Василия Хмельницкого и Игоря Франчука. Они были нашими конкурентами по покупке «Крымхлеба». Но после того, как «Крымхлеб» купила наша компания, такое большое мукомольное предприятие им было не нужно.

– За сколько вы его купили?

– По высокой рыночной цене. Тогда мы переплатили. Но сегодня Симферопольский КХП стоит гораздо дороже.

– Вы также приобрели «Одесский каравай». Это одна из самых дорогих сделок на отечественном хлебопекарском рынке.

– «Одесский каравай» мы купили 3 года назад за 20 миллионов долларов. Мы приобрели более 75% компании у нескольких владельцев, основными из которых были собственники банка «Надра». Сейчас нам принадлежит порядка 80% акций, около 5% — у государства. Мы скупаем понемножку остальные акции предприятия, консолидируя пакет. «Холдинг «Т і С» готов купить и госпакет по рыночной цене.

– На 12 июля был назначен конкурс по продаже 25%+1 акция «Крымхлеба». Но он не состоялся. Почему?

– Сняли акции с торгов по одной причине — это очередное давление на нас как на хлебопеков. Но надо понимать, что никто из крупных инвесторов не прийдет на это предприятие. Все знают, что мы сами являемся стратегическим инвестором, который вкладывает в модернизацию и техническое развитие хлебозаводов. Мелкий же инвестор понимает, что в условиях «суперразвитого» фондового рынка в Украине ждать дивидендов — безосновательные надежды, поскольку все вкладывается в производство.

– Какие еще активы сейчас входят в «Т і С»?

– Мы контролируем предприятия «Крымхлеб», «Одесский каравай», Симферопольский КХП, Бахчисарайский, Котовский и Белгород-Днестровский хлебозаводы.

– Все эти предприятия до сих пор работают на старом техническом ресурсе?

– Большая часть предприятий уже прошли модернизацию. Техническое обновление других проходит в плановом порядке.

– Сколько денег потратили на модернизацию?

– Более 20 миллионов долларов. В будущем «Холдинг «Т і С» намерен инвестировать порядка 50 миллионов долларов на реализацию ряда крупных проектов.

– Каких, например?

– Строительство большого суперсовременного комплекса под Киевом. Для этих целей уже приобретена земля и подготовлен проект. В этом году планируем газифицировать и полностью реконструировать наш хлебозавод в Белгород-Днестровском.

– Что будет собой представлять инвестпроект под Киевом?

– Этот комплекс, где будет осуществляться хранение и переработка зерна, производство хлеба, хлебобулочных, слоеных, сдобных, кондитерских изделий. Кроме того, мы будем выпускать и совершенно новый продукт — недопеченные хлебобулочные изделия, которые можно допекать не только в местах торговли, но и в домашних условиях. Это будет элитный дорогой хлеб, на который уже существует спрос в Украине.

– А сколько планировалось вложить в этот проект?

– Первоначально 30 миллионов долларов. Дальше все будет зависеть от реакции рынка на новый продукт.

– Это будет на 100% ваш проект?

– Да, пока мы так планируем.

– Будете привлекать займы?

– Планируем, что 20-30% будем покрывать за счет собственных ресурсов, остальное — за счет заемных средств. Мы уже провели переговоры с несколькими банками и международными финансовыми организациями.

– В чем отличие вашего холдинга по сравнению с другими хлебными предприятиями?

– Я выступаю за консолидацию бизнеса. На мой взгляд, нецелесообразно иметь географически разбросанный бизнес. Таким бизнесом сложно управлять, и приходится работать в более жестких конкурентных условиях. Именно поэтому мы продали свои предприятия в Центральной и Восточной Украине. Полученные средства вложили в развитие предприятий в южных регионах.

– Какой объем рынка сейчас занимает «Холдинг «Т і С»?

– На рынке хлеба — более 6%.

– А какую долю планируете консолидировать?

– До 10%. Кроме того, существует перспектива слияния с другими операторами рынка, но пока это только перспектива.

– Это какие-то мелкие компании?

– Нет. Мы ушли от этого. Сегодня у нас есть возможность приобрести несколько областных монополистов.

– В прессе ходили слухи, что вы хотите купить Николаевский хлебозавод.

– Да, хотим. Мы уже три года хотим.

– Есть какие-то результаты?

– Да, но пока мы продолжаем общаться и подтверждать друг другу намерения. Сегодня мы ведем переговоры еще с целым рядом предприятий.

– Вы планируете покупать близкие к хлебобулочной промышленности активы? Скажем, заводы по производству ингредиентов, дрожжевые заводы?

– У нас были такие планы. Вплоть до машиностроительного производства, так как все оборудование мы покупаем за рубежом. Украина, к сожалению, не производит хлебопекарное оборудование.

– С какой рентабельностью работают сейчас предприятия холдинга?

– Рентабельность производства «социального» хлеба уже давно отрицательная. На некоторых предприятиях, кстати, и на «Крымхлебе», рентабельность на социальные сорта хлеба составила минус 37%. В среднем хлебозаводы имеют общую положительную рентабельность 5-7% за счет булочной и сдобной групп.

О менеджменте

– Закупка зерна в вашем холдинге происходит централизовано?

– Да. Во-первых, это позволяет исключить злоупотребление менеджеров на местах. Во-вторых, мы не составляем конкуренцию самим себе. Централизованным снабжением у нас занимается коммерческий департамент. Он закупает не только зерно, но и сахар, масло, дрожжи, другое сырье. Кроме того, чем больше партия закупки, тем выше скидки, тем мы интереснее как клиент для поставщика.

– Известно, что вы работаете с крупными зернотрейдерами в сфере закупки сырья.

– Да, сотрудничаем с Topfer. Мы разработали схему, которая выгодна и им, и нам.

– В чем суть этой схемы?

– У этой компании есть доступ к более дешевым, чем у нас, финансовым ресурсам. Таким образом, они получают кредиты от западных банков и закупают зерно по согласованной с нами цене. Мы оплачиваем зерно по формуле: стоимость зерна для трейдера плюс затраты по хранению и финансированию, плюс небольшая маржа — заработок Topfer. Для нас это очень выгодный механизм, поскольку кредиты у Topfer на 4-5% дешевле украинских. Дальше мы составляем график, по которому «Холдинг «Т і С» выкупает зерно. Зерно будет храниться на согласованных с нами предприятиях.

– А самостоятельно закупаете зерно?

– Самостоятельно — до 30% от общего объема. У нас есть возможность покупать зерно в таких условиях, в которых Topfer этого сделать не может. К примеру, на току у крестьян.