При нынешней власти реформа милиции невозможна — Ярема

Бывший глава милиции Киева Виталий Ярема считает, что реформировать МВД удастся только при новом президенте

За последние несколько лет было много разговоров о реформировании правоохранительной системы, чтобы привести ее к стандартам Европейского союза. Специалисты Министерства внутренних дел подготовили проект структурных изменений и на комитете Верховной Рады по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности первый заместитель министра Сергей Черных представил схему реформирования МВД.

"Дело" обратилось к бывшему начальнику Главного управления МВД Украины в г. Киеве, а ныне народному депутату от ВО "Батькивщина" Виталию Яреме объяснить, как повлияют эти изменения на правопорядок в стране.

Виталий Григорьевич, если посмотреть на схему предлагаемой структуры МВД, какую цель преследует руководство ведомства в процессе реформирования?

Если исходить из предлагаемой структуры, то для меня пока что не понятно, какую цель ставит перед собой министерство. По схеме понятно, кто и чем будет заниматься, но мы не получили объяснения, для чего это делается. Сегодня есть МВД, и министр руководит теми же самими управлениями и департаментами, которые в этой схеме написаны. Почти как в математике — от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Что именно Вас не устраивает?

В самой структуре я вижу уже некоторые вопросы, которые говорят, что она будет неэффективна. На мой взгляд, Государственное Бюро расследований не должно быть подчинено министру внутренних дел. Законодательно нужно прописать их статус так, чтобы руководителей этих подразделений нельзя было уволить за невыполнение незаконного приказа. Это должны быть подразделения, находящиеся под парламентским контролем. Что касается перестановок и работы остальных подразделений, то департамент внутренней безопасности должен быть во всех структурных подразделениях, а не находиться возле министра. В остальном, пока я не увижу функциональных обязательств департаментов, то нам не о чем говорить.

А в чем же новизна изменений?

Я вижу тут только одну новизну — это переименование милиции в полицию. На примере России можно сказать, что это очень сомнительное решение, потому что полиция выполняет те же функции, что раньше выполняла милиция. Поменялось только название. А, например, коррупция как была, так и осталась. Нам нужно менять не структуру, а систему и политику правоохранительных органов. Они не должны быть инструментом в руках политической силы, которая находится при власти. Сегодня криминальные дела относительно воров государственного бюджета не открываются, а за мелочные правонарушения людей привлекают к криминальной ответственности.

Как вы предлагаете решить эту проблему?

Тут нужна политическая воля и парламента, и президента принять решение, что правоохранительные органы должны заниматься расследованием преступлений относительно всех на одном уровне.

На представленной схеме не обозначена налоговая милиция. Она останется в ГНА или перейдет в МВД?

Я думаю, что налоговую милицию вообще нужно ликвидировать. Такой орган не нужен нашему государству, потому что он выполняет функцию рэкета со стороны госорганов относительно предпринимателей.

Я считаю, что налоги нужно платить в электронном виде, а внеплановые проверки коммерческих предприятий налоговой администрацией и милицией запретить и делать их только по решению судов. То, что сегодня происходит со стороны налоговой милиции — это просто выбивание денег. Из-за такой политики за два с половиной года больше 250 тысяч предприятий перестали существовать. Это значит, что люди закрывают предприятия и убегают из страны. Поэтому мнение нашей фракции, что налоговую милицию нужно ликвидировать как бесполезный орган.

Как вы считаете, какой должна быть наша милиция после реформы?

Мы должны ставить перед собой стратегические задания — это обеспечение правопорядка и безопасности людей. Где должен быть министр, кто должен быть подчиненным — это не стратегическое задание. Пока что этого всего мы не услышали. До тех пор, пока сотрудники "Беркута" будут бегать по улицам и забирать футболки с надписями о Януковиче или обрывать листовки со столбов вместо борьбы с оргпреступностью, то в этой стране никакие структурные изменения ни к чему не приведут. Думаю, что при этом президенте правоохранительная система не станет европейской.

В последнее время часто звучит идея создания муниципальной милиции. Например, Александр Попов высказывал неудовлетворение работой милиции и несколько раз поднимал вопрос создания муниципальной. Насколько реально эту идею реализовать?

Если и создавать муниципальную милицию, то нужно это делать на всей территории Украины. Не может она быть только в Киеве. Муниципальную милицию нельзя создавать через референдум, как предлагает глава администрации столицы Александр Попов. Например, если к гостям столицы из Донецка или Львова подойдет муниципальный милиционер и сделает замечание, то гости столицы могут резонно спросить, а кто он такой, чтобы делать замечания. И все потому, что это не государственный орган. Я считаю, что городской глава эти вопросы не должен поднимать, а он их поднимает, потому что рядом с ним нет нормальных юристов, которые могут сказать, чтобы не лез не в свое дело. Попов должен занимайся хозяйственной деятельностью, например, очисткой и ремонтом дорог, потому что уже ямы такие, что колеса пробиваются даже в джипах.

В столице есть, например, проблема с ликвидацией стихийной торговли, потому что милиция ее "крышует", и ряд других, которые заставляют чиновников задумываться об альтернативах. Вопрос, наверное, в разделении полномочий?

Скажите, кто может гарантировать, что эта милиция не будет коррумпированной? Разницы нет, какая милиция, если вся страна коррумпирована. Вопрос в двух проблемах: коррупция со стороны милиции и отсутствие полномочий. Например, несанкционированный выброс мусора в рекреационных зонах Бортничи или Осокорках. Милиционер мог бы забрать автомобиль и выписать штраф 20-30 тысяч гривен. Я вам даю гарантию, что через месяц или два никакого вывоза не будет. Поэтому вопрос стоит в том, чтобы участковому дать полномочия и нормальную зарплату. Тогда не будет коррупции и не нужно муниципальной милиции, потому что участковый сегодня выполняет все функции муниципальной милиции. Хотел бы обратить внимание, что сегодня проблема создания муниципальной милиции в том, что каждый глава местной администрации или мэр будет чувствовать себя царьком и может эту милицию натравить с политической целью на подавление демонстраций и тому подобное.

Вы считаете, что в нашей стране муниципальная милиция не имеет права на существование?

Муниципальную милицию можно создавать, когда будет стабильная экономическая ситуация. С точки зрения финансов в Украине ни один населенный пункт не потянет муниципальную милицию и даже столица. Например, содержание муниципальной милиции в год обойдется столице 110 млн грн. Бюджет Киева на 2013 год может финансировать госсектор только до сентября месяца, а потом неизвестно будут ли деньги или нет.

Я за то, чтобы распределить функции, потому что МВД должно заниматься исключительно борьбой с преступностью и обеспечения общественного порядка, а функции перевозки усопших, стихийная торговля, парковка на зеленых газонах и т.д., должна регулировать местная власть с помощью местной милиции или какой-то инспекции. И если бюджеты не позволяют это делать, то говорить, что она нужна — это популизм.

Когда экономическая ситуация ухудшается, то начинает расти преступность. Сейчас очень много разговоров идет о свободной продаже оружия, чтобы люди могли себя защитить. Как вы к этому относитесь?

Моя позиция однозначная — свободную продажу короткоствольного оружия для населения нельзя разрешать. Это одно из немногих наследий Советского Союза, которое нужно сохранить. В сегодняшних условиях миграционных процессов мы можем потерять контроль за перемещением и использованием оружия. Вследствие этого, оружием могут воспользоваться психически больные или неуравновешенные люди, дети и другие категории.