Про заблуждения. Новейшая история Донбасса

По итогам общения с недавно еще вменяемыми россиянами (ну, хотя бы с виду вменяемыми), как опытный "дослиднык калу", пришел к ряду весьма грустных выводов. Которые нам намекают на всю разрушительность кацапопропаганды. Однако обо всем по порядку
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В числе основных тезисов — привычно "братоубийственная война". Которую, мол, Киев развязал из "нежелания договариваться". Это вот "договариваться" уже не только в зубах завязло, но и во всех прочих местах. Мол, отказали мы луганским братьям во всяких совершенно невинных шалостях, типа "колесниченкова закона", что разбудило весь титанизм русского духа и прочий бунт, бессмысленный и беспощадный. Да и вообще, не учли "особых потребностей региона". И они таки всерьез в это верят. Сей мотив отчетливо идет "вторым планом" во всякой "киселевщине", и тем легче проникает на подкорку, чем явственнее абсурдность "плана первого", то бишь прямых той пропаганды заявлений. Ход надежный и проверенный, и эффект таки предсказуемо силен.

Но дело даже не в основах НЛП, а в том, что всякая контрпропаганда (какая есть) сей "фоновый контекст" игнорирует полностью, и "альтернативная позиция", по сути, не освещена. Что порождает информационный вакуум. И усугубляет. Итого для жертв всякой пропаганды требуется как минимум изложить позицию. Хотя еще полезнее — будет ее даже донести. Приступим.

По состоянию на весну 2014 года в Донбассе было просто не с кем договариваться. Совершенно. И ситуация эта сложилась задолго до того. Донбасс всегда был вотчиной местных криминально-олигархических элит и имел в составе Украины некую "негласную автономию", касаемо и экономических вопросов, и местного самоуправления (плотно оккупированного теми же "донецкими"), и даже сферы действия Закона. Понятие "донецкие" вполне сформировалось еще тогда. Ситуация сложилась еще при раннем Кучме и имела свои предпосылки, но я сейчас не об этом. Сложилось и сложилось. Похожая ситуация в Крыму закончилась, кстати, совсем иначе: погромом башмаков, мешковщины, и прочими жесткими шагами Киева, что, кстати, принесло эффект. Но на внезапно осиротевший от бандитского пригляда Крым пошла экспансия тех же "донецких". Но это тоже другая история.

Наша история началась тогда, когда "донецкие" массово пошли на Киев, то бишь начали экспансию в масштабах всей страны. Достаточно отчетливо эта тенденция оформилась в начале нулевых и логично закончилась премьерством Януковича, первым еще, в 2002 году. Примерно в то время донецкие "экономические элиты", контролируя значительную часть украинского экспорта (и следовательно — валютных поступлений), стали все более зависимы от поддержки собственно Киева в плане тарифной политики (например, на ж/д транспорт), дотаций угольной отрасли, валютного регулирования и т.д. Регион, "кормящий Украину", начал постепенно превращаться в регион, ее доящий. Политическая власть стала просто необходимым условием для экономического выживания местного олигархата и, вообще, экономики региона.

Еще в начале 90-х годов (да и ранее, еще при СССР) ни для кого не было секретом, что Донбасс с его устаревшей (и весьма изношенной) индустрией неминуемо станет источником серьезных проблем, что экономических, что социальных. Как бы, приключения с шахтерами в Англии или судьба славного города Детройта (ну, например) уже тогда были в целом понятны, и понятно было, что в Донбассе будет то же самое, только хуже. Еще СССР не имел достаточно ресурсов для "мягкого" решения этой проблемы, а с началом перестройки и подавно, потом независимость Украины и т.д. Короче, проблему отложили в долгий ящик. И она неожиданно всплыла. Вернее, ничего неожиданного там не было. Лишь весьма бедственное положение "Украины в целом" и мировая конъюнктура на черный металл позволили Донбассу тогда не пойти на дно. Но возможность хоть как-то выживать обуславливалась тогда крайне низким уровнем жизни (и цен) по стране в целом, когда на $100 можно было не только жить, но и "царювать", когда валютная выручка была воистину бесценна. Но эти времена не могли длиться вечно, и они предсказуемо закончились.

Тогда и наступил следующий акт этой драмы. Для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках (то бишь выживания отрасли) потребовались многочисленные льготы, начиная с практического отсутствия налогов (что через офшорные схемы, что через "экономические эксперименты" в налогообложении). А в скором времени — и через дотации в угольную отрасль через тарифы в транспорте, газе, и прочих "веских составляющих себестоимости". Не говоря уже о "безвозмездной приватизации". Это требовало поддержки власти в Киеве. Вернее, самой этой власти. И так Янукович пришел в Киев. Более того, по всей логике событий, он должен был стать Президентом в 2004 году, иначе все могло навернуться медным тазом. Хотя оно что так, что так должно было навернуться... Но тут случился Майдан.

По итогу Янукович не стал Президентом. Но путем тяжелой и кровопролитной борьбы сохранил позицию Премьера. И по сути — статус-кво относительно "экономики Донбасса". Однако Тимошенко таки сумела ему подсунуть смертельную пилюлю в виде пресловутого газового контракта. Который, по сути, не оставлял шансов "индустрии Донбасса" как таковой через себестоимость сырья. Янукович это оценил и запомнил, именно за это Тимошенко села. И началась сложная, изнурительная война с Россией за этот самый газ. Война, которую Янукович проиграл. И даже его президентство в 2010 году не исправило положения, пресловутые "харьковские угоды" и прочие геополитические реверансы не могли радикально изменить позицию "Газпрома". Москва преследовала свои собственные цели, и по факту ее врагом был не Ющенко, не Тимошенко и не Яценюк, а именно Янукович и представляемые им "донецкие элиты". Москва эту войну выиграла по итогу, но потеряла Украину. Такая вот ирония судьбы.

Нужно понимать, что "донецкие" отнюдь не дебилы, и скорый (и бесславный) конец "донецкой индустрии" они вполне четко осознавали. Вырвавшись "на киевский уровень" и понимая, что поезд их отходит — они начали со страшной скоростью приватизировать страну. Донбасс им был уже не нужен, он был "отрезанный ломоть", который в любом случае должен был сдохнуть в страшных экономических судорогах. Инвестиции туда практически прекратились, даже в "альтернативные сектора экономики", ну за исключением таких игрушек как "Донбасс-арена" или тот самый донецкий аэропорт, что его сейчас с землей равняют. "Донецкие" предали Донбасс. Еще тогда. За 3 года до революции. Нет, ну они использовали регион как источник "кадрового резерва", укомплектовав "донецкими" все вертикали и горизонтали в стране, но это тоже было лишь выкачиванием ресурсов. В самом Донбассе, где давно все было под контролем, остались от них лишь всякие третьесортные "смотрящие" и менеджмент среднего звена, они лишили регион еще и кадрового потенциала, лишили его элиты, пусть даже криминальной. Сами.

Это сделали не бендеровцы, не фашисты и не госдеп, это сделали Ахметов и Янукович. Интересы "донецких" концентрировались совсем уже не в Донецке и Луганске, акцент был перенесен на Киев. И тут у Януковича начались проблемы. Форсированный передел собственности и всякие там кризисы поставили экономику на грань краха. Но приватизировав, по сути, Украину, "донецкие" хотели владеть европейской страной, а не диким ордынским улусом. И так появилась евроинтеграция. Которая сулила приватизировавшим Украину просто качественное изменение статуса. Гопники с Пивновки рвались в политическую и экономическую элиту ЕС, их дети становились респектабельными европейскими бизнесменами, обустраивались семейные гнездышки на фоне альпийских пейзажей и т.д. Но тут вмешался Путин. Неизвестно, какая вожжа ему под хвост попала (да и не важно это), но он решил объяснить, что нельзя вот так просто взять, и свалить в ЕС. Он начал давить. И дело было там не в языке и не в Бандере, дело было в геополитике. Которая "донецким", кстати, никуда не упиралась, но выбор "улус или Европа" был для них важен. И понеслась.

"Донецкие" оказали вполне достойное сопротивление и потрепали Хуйлу нервов, но они проиграли и сдались — Янукович отменил евроинтеграцию. Но тут опять Майдан. И Янукович его слил. Или Хуйло его слил (что тоже верно). А еще вернее — они оба его слили. Вова Хуйло был в обиде на Витю Хама за то, что тот так долго кочевряжился с Европой и игнорировал его ТС. Витя Хам в обиде был на Хуйла за то, то тот его сломал через колено. Когда в соратниках согласья нет — понятно, чем закончится все дело. Оба они хотели, чтоб Майдан залил врагу за шкуру сала, и побольше. Ну, просто вот из принципа и жгучей обиды. Выгребли оба по итогу. Я не хочу вникать в подробности того, как использовал эту ситуацию "кровавый Госдеп", Ротшильды и прочий ZOG, ограничусь внутренней политикой. А там было интересно. Именно тогда окончательно оформился "отряд ренегатов" в некогда монолитных рядах "донов", и часть клоунов довольно откровенно встала на сторону Хуйла, по сути предав Януковича. И стали активно подливать в огонь бензина. Царев, например. Хотя были личности и куда менее публичные, но более влиятельные. Внутренний раскол добил Хама. И был самой крупной ошибкой Хуйла. Стратегической ошибкой.

Хам мог раздавить Майдан, но он понимал, что его самого затопчут все равно. Что "царюванню" пришел конец, и его еще и сделают козлом отпущения, выдав по итогу в Гаагу для посаженья на лопату. Таскать каштаны из огня для Хуйла, да еще и такой ценой, он откровенно не желал. Потому, собственно, просрал страну. Ему уже не за что было бороться, он проиграл еще тогда. В то же время "ястребы", видя "никакую" реакцию самого Хама, вспомнили за родной Донбасс, и начали их пугать ужасными правосеками. И не только пугать. Еще и "вязать кровью". Потянулись в Киев эшелонами титушки, и расстрел на Институтской — то был просто рыцарский роман по сравнению с бойней в Мариинском парке, где, кстати, погибших никто не посчитал и поныне. И не было там ни "скорых", ни камер, ни потом свечек на брусчатке, а была там ужасная и кровавая бойня и груды мяса на земле. И устроили это не "неизвестные снайпера", а "честные антифашисты" по большей части из числа "славных жителей". Сами менты охренели от того, что там видели, и это тоже сыграло свою роль в провале последующего штурма Майдана и последующем бегстве тех ментов. Они это видели, и понимали, ЧТО с ними будут теперь делать в ответ... Это предопределило и дальнейшие события во многом.

А дальше было все просто. Менты не зачистили Майдан, и, скорее всего, потому, что Янукович не дал "той последней команды". Мариинка разбежалась в ужасе, разнося по городам и весям сказки о кровавых правосеках и внутреннее ожидание справедливой расплаты. За ними следом побежали и менты. И "ястребы" из "донов", но те побежали, скорее, в Москву. Но немалая их часть осталась-таки в Киеве. Потому что тут были их деньги, им уже просто нечего было делать на Донбассе, они ушли оттуда задолго до этого. Даже Ахметов, безусловный "удельный князь края". А в Донецке — не осталось никого. Бывшие "шестерки" "донов", что рулили там от имени павшего Януковича, собственно "властью" никогда и не были, Янукович пал — они никто. Вернее, они — дичь. Люди вне закона, за которыми приедут правосеки. То же самое касалось всякого беглого "Беркута" и т.д. Волна паники и ужаса прокатилась по Луганску. Не от зверских правосеков, а от того, что они сами сотворили в Киеве, и не только при той бойне в Мариинке, но и в предыдущие годы. Страх за содеянное. Почему они поверили, что их будут резать, жечь и распинать? Потому что они сами сделали бы это с самими собой. Потому что они реально делали это с людьми и без столь веского повода. Так началась война.

Не потому что "за язык". Не потому что "не договорились". Там не с кем было договариваться. Совсем. Никто не претендовал даже на власть на Донбассе, кроме всяких Губаревых и Стрелковых. Если тогда кто-то что-то и хотел, то, скорее, в Харькове. Кстати, и "Оплот" тот оттуда, из Харькова. А не с Донбасса. Не в том проблема, что Киев не хотел договориться, а в том, что не с кем было даже поговорить. "Доны" практически бросили Донбасс еще за пару лет до того, просто высасывая оттуда ресурсы, их там смотрящие "шестерки" не обладали даже тенью субъектности и без команды "донов" боялись даже клюв открыть. А сами "доны" сидели тише мыши кто в Австрии, кто в Москве, а кто и в Киеве, ожидая "чем закончится", их куда более интересовали киевские (и европейские) активы, чем давно уже приговоренный Донбасс.

Там был абсолютный вакуум власти, черная дыра, что начала насасывать всяких Гиркиных и Губаревых со всех окрестностей. Довести регион до такого состояния — безусловно, преступление, но совершила его не "киевская хунта", это произошло задолго до нее. Это сделали сами "доны", и отчасти — В.В. Хуйло, что добивал регион экономически еще в эпоху борьбы с еврофантазиями Хама. Именно по Донбассу пришелся основной удар торговых войн с Россией. И кстати, именно Хуйло развалил некогда монолитных "донов", предопределив их поражение в Киеве, а потом просто бросил на произвол судьбы, как использованный… И потом прислал Бородая. Вот авторы войны. Фашисты там не виноваты аж ни разу. Виноваты те, кто "смутил малых сих", кто повел их на кровопролитие, и потом трусливо спрятался от ответственности, оставил их перед лицом неминуемой расплаты. Те, кто повязал их кровью, но даже не попытался потом вести их в бой. И не в том дело, что Киев хотел им мстить и всех там перерезать. Киев, как раз, и не хотел, но они этого не понимали. Так началась та война. А потом все многократно усугубилось.

Все это где-то понимают украинцы, ну, хотя бы часть их, но это, как я убедился — совершенно не известно и не понятно широкой российской публике, которая, если что-то и знает о событиях Майдана (и последующих), то совершенно не представляет себе исторического бэкграунда всей этой ситуации и не ориентировалась в украинских внутриполитических реалиях. И это формирует в России несколько особенное (и совершенно неправильное) восприятие событий и отношение к ним. В том числе и к роли в них пресловутого В.В. Хуйла. Не говоря уже о "разгуле фашизма" и прочих "ужасах" "Хунты". Это явная недоработка украинской контрпропаганды, и это, кстати, препятствует урегулированию конфликта. И по итогу какие-то россияне едут в Луганск защищать местное население от "карателей", которые внезапно (и неизвестно, почему) пошли огнем и мечом на русских людей Донбасса. И приезжают потом эти россияне домой в цинковых гробах, и тихо их хоронят, уволив задним числом из армии. А потом в Ростове, в Белгороде, Рязани и Москве тоже начнут ждать кровавых правосеков. И даже будут знать, за что и повод будет веским. Точно так же, как зимой 2013 года отправлял Донбасс в Киев своих сыновей бороться со всем плохим за все хорошее с непонятными "фашистами", и как весной 2014 ожидали они неминуемой кровавой расплаты. И эта война не закончится еще очень долго, потому что история на ней уже повторяется.

И так же, как сегодня кричат в России "на Киев!" и "задавить гадину в зародыше!" — так совсем еще недавно кричали на Донбассе то же самое, и ехали славные титушки в эшелонах. И был тогда еще президентом свой парень Витек, и победа казалась близка и неминуема, и на Майдане стояли "оболваненные стада наркоманов" и "очкастых ботанов", которые разбегутся от вида одного спортивных пациков и грозного "Беркута". Все это уже было. Тогда еще без "Градов", без, даже, автоматов, без тысяч трупов. Пока просто с бейсбольными битами, сожженными машинами, переломанными костями и отрезанными ушами. И добивали авоськами раненых идейные бабушки. И тоже не было сомнений в победе. А оно вон как обернулось. И теперь сидят по подвалам несгибаемые лугандонцы, и просят у Киева пенсий на тех самых коленях, на которые их никто не ставил. И все у них, кстати, тогда было для победы. Кроме одного, кроме правды и мозгов. Точно так же, как и сегодня у России. Только сегодня уже и РСЗО, и танки, и тысячи трупов, и разрушенные города. А что будет завтра, и где? Блин, ну почему история ничему не учит?

Оригинал колонки опубликован здесь